Каталог статей |
Рахимова Г.М. Использует ли маркетинговые уловки аптечный бизнесДаже сумасшедшая конкуренция не мешает аптечному бизнесу оставаться привлекательным и выгодным. Однако существует мнения, что продавать лекарственные средства – это совершено особое и нелегкое дело, которому необходимо постоянно учиться. На сегодняшний день, аптека это место, где можно приобрести не только лекарства, но другие средства на пример, по уходу за волосами, кожей, купить детские игрушки, косметику, минеральную воду и так далее. Следовательно, можно сделать вывод, что специализированные учреждение (аптеки, аптечное пункт) цель, которых как нам казалась помочь вылечить или предотвратить различные недуги, в большей степени ориентированы на получение высокой прибыли. В этом случае как нечто иное помогают маркетинговые исследования.Для примера, возьмем две разнородных аптеки «Казанские аптеки» и «Моя аптека» при этом каждая расположена в Бугульме не в спальном районе. Рассмотрим последовательность действий, а так же положительные и отрицательные качества маркетинга направленного увеличить финансовую эффективность в сочетании с гибкостью и доступностью медикаментов для населения. Залогом прибыльности аптек является лояльность покупателей. Это стандартное и устойчивое мнение. Низкие цены, качество медикаментов, консультации способны сделать покупателя более лояльным, но, к сожалению не всегда можно обеспечить клиенту низкие цены и внушить ему уверенность, что, приобретая их, он «становиться обладателем нового здоровья» В этом случае помогает сильный аптечный брэнд, который демонстрирует покупателю ценности, которые могут ему достаться, купив «здесь и прямо сейчас». Миссия «Казанских аптек» заключается стать эффективной аптечной сетью в Поволжье. На сегодняшний день мы довольно хорошо знаем и можем отличить ее по яркому внешнему виду, присутствуют два основных цвета синий и белый - эти цвета повторяются во всех элементах внутренней навигации и оформления. В имидже копании воплотилась идея о том, что каждый человек должен думать о будущем, при этом чувствуя себе здоровым и привлекательным. С другой стороны, «Моя аптека» направлена на то, чтобы каждый клиент чувствовал себя уютно, безмятежно. Каждый раз мысленно или в слух произнося: «Я иду в Мою аптеку», возникают позитивные эмоции, с помощью которых потребитель запомнит, и будет считать её своей (не распространяется на категорию людей-клиентов, которые посещают аптеку только в связи с острой необходимостью). Наши аптеки используют наиболее известные брэнды косметической продукции как Vichy, Roc, Lusero, Bioderma и другие В этом случае мы видим, что аптечный брэнд в том и в другом случае разный, это способствует в сознании покупателя выделить одну путем восприятий, ожиданий, ассоциаций, ощущений, но, к большому сожалению практически не знаем бренды лекарственных средств. Еще один интересный факт: потребительская лояльность хороша тем, что приносит пользу не только производителям, но и самим потребителям. Что касается аптек, потребительская лояльность может гарантировать: установление более высокой цены, так как для потребителя настолько важны предпочтения к любимой марки, чем, нежели к малоизвестному названию; усиление конкурентоспособности и так далее. А вот потребителю его же собственные принципы и стереотипы помогают быстро и легко отдавать предпочтения в осуществления покупки, к тому же всё это говорит о стабильности и правильности своих впечатлений. По мнению Скотта Дэвиса (профессор бизнес-школы) потребители отдают предпочтение брэндам более четким, конкретным и запоминающимся. Местоположение аптеки – единственный и постоянный фактор, определяющий ассортиментную политику, так как спрос на медикаменты отличается в районах города. Не смотря на то, что взятые в качестве примера аптеки расположены не в спальных районах, зачастую можно услышать просьбу посоветовать что-нибудь недорогое и эффективное. Следовательно, в такой ситуации можно говорить, а том, что потребитель нацелен купить недорогие препараты, не обращая внимания на то, что аптеки находятся в центре постоянного потока клиентов и цены в этой связи будут дороже. Основными клиентами аптек являются местные жители, которые имеют общее представление о ценах. Также плюсом для сетевой точки является большой процент парафармацевтики. Достаточно часто аптечные сети прибегают к проведению дисконтных акций для привлечения новых покупателей, это дополнительный стимул. «А вдруг?!» ключевая фраза, с которой возникают желание клиента купить тот или иной препарат именно здесь и сейчас, «а вдруг» именно ему предложат то, что выгодно и необходимо для жизни. Этим мгновением и торгуют аптеки. Продают возможность купить со скидкой, хотя она незначительна и не распространяется на некоторые виды товаров. Однако одних это опьяняет и отключает от реальной действительности, других настораживает (то есть это категория людей которые ищут везде и во всем подвох) и то и другое крайности. Середина заключается в том, что аптечный бизнес как любой другой может быть честным или же наоборот. Торговый зал аптек еще одна возможность привлечь покупателей, большая и вместительная площадь поможет разметить все лекарственные средства, а информационные маячки направят в нужном направлении. К тому же известные маркетологи уверены, что непосредственный контакт и прикосновение покупателя к препаратам - это высокая вероятность покупки. На сегодняшний день торговое помещение аптек поделено на такие сегменты как: лекарствам (70% при это на витрине только препараты, чьи цены от 30 и выше рублей), лечебная косметики (30%), в том числе косметика по уходу за волосами кожей лица и тела и так далее (20%), сопутствующие товары (10%). Обучение и мотивация персонала играют важную роль в аптечном бизнесе. Каждые два месяца руководство Казанских аптек направляет своих сотрудников на обучение и это роль с каждым годом становиться огромной. Плюс заключается в том, оттого насколько фармспециалисты будут информированы о новых препаратах, как они будут презентовать их потребителю, зависит успех продаж. Многих сотрудников и медпредставители приглашают на презентации изделий (product lunch), симпозиумы или образовательные мероприятия. Но есть, конечно, и минус, так как ответственность аптеки за суммарные характеристики качества очень высока, то и спрос с нее будет в два раза выше. Например, приобретая назначенные врачом препараты, идем в аптеку, которой доверяем, покупаем. В результате препарат не помогает, тогда возникает вопрос кого в этом винить? (врача, аптеку и его консультанта). В такой момент вряд ли хоть один человек вспомнит, что за качество, установленное в клинических испытаниях отвечает производитель, а за срок годности, степени информированности, правильное хранение, уровень обслуживания и так далее непосредственно аптечное учреждение. Получается такая ситуация что ассортимент и их описательные свойства «формируют» дистрибьюторы и производители. Следует добавить, что в нашем городе зачастую не слышат о проводимых акциях компаниями-производителями, но есть акции осуществляемые аптеками (возможность найма промоутеров, ценовые акции). Как уже было отмечено уровень качества лечебных и других средств возложено на производителей. Но что касается уровня обслуживания, то здесь предусмотрен «полет фантазии», но в рамках действующего закона. Так как большая часть нашего населения уже не доверяет рекламе, спецвыкладкам, то придуман иной способ заинтересовать потребителя. Способ предоставления эксклюзивных услуг (персональная работа с клиентом) сюда входит проверка уровня давления, температуры, доставка, заказ, подбор индивидуальных препаратов, подарочные сертификаты и так далее. В «Моей аптеки» установлен аппарат по замеру уровня давления. В этом случае хорошо как человеку, так и аптеке. Человеку в том, что он полностью уверен, что именно здесь ему помогут, а аптека поднимется на ступень выше в степени уровня обслуживания. К тому же в двух аптеках можно заказывать лекарство, своевременная доставка гарантирована. Но продвижение лекарственных средств имеет для компании бинарный смысл - помощь пациенту и прибыль компании. Вот здесь-то и возникает конфликт интересов! Может ли компания пренебречь интересами пациента ради прибыли? То, что обратное невозможно, доказывать не нужно. Но и пренебрежение интересами пациента для фармацевтического бизнеса не характерно. Во-первых, любое его проявление наносит удар по имиджу компании. Во-вторых, эффективность продукции доказана качественными клиническими испытаниями. В-третьих, на пути препарата к потребителю стоит врач, который профессионально обязан охранять его права. Но делать это врачу в современных рыночных условиях становится все труднее.[1] Многие аптечные работники могут сказать: « У нас много клиентов, которые ходят к нам чуть ли не каждый день...» Но даже если клиент постоянно покупает в конкретной аптеке, это ещё не означает, что он будет это делать всегда. Может быть аптечное учреждение расположено рядом с его домом, но ни ценой, ни квалифицированным обслуживанием оно его не привлекает, и при первой удобной возможности он поменяет аптеку на какую-нибудь другую (например, расположенную рядом с работой, с местом жительства близких родственников). Таким образом, можно утверждать, что ни одни прием аптечного маркетинга не является идеальным и долговечным. Именно поэтому большинство руководителей постоянно экспериментируют с различными моделями совершенствования аптечного дела. Основная масса покупателей пытаются сравнивать уровень цен в аптеках, хотя зачастую, кажется, что при покупке дешевого лекарства разница в 2-3 рубля незначительна, но допустим, что лекарство будет стоить 100 рублей, следовательно, надбавка будет значительно больше. Но в одном все аптеки схожи, так как у всех есть границы ценовых сегментов: дешёвые лекарственные средства (до 50 рублей), недорогие (50-150 рублей), препараты средней ценовой категории (150-500 рублей), дорогие препараты (500-1500 рублей), медикаменты высшей ценной категории (от 1500 до 5000 рублей). Обратите внимание, на слишком низкие цены препаратов, которые по своей сути не могут иметь цену ниже среднего, и наоборот препараты с высокой стоимостью. В результате проделанной работы можно получить матрицу, которая позволит предложить покупателю те продукты, которые с большой вероятностью будут им востребованы. К сожалению не всегда то, что в наибольшей степени выгодно аптечному учреждению, пользуется наибольшим спросом на рынке и не может быть продано в необходимых объемах.
Литература: 1. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования ,изд-во Магистр, 2011 2.Нериш К. Малхотра Маркетинговые исследования , 2008 3. Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В.Маркетинг изд-во инфра-м, 2010
|