Каталог статей

Кислинская М.В.

Проблемы стратегического развития систем управления промышленными предприятиями

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий.

Повышение конкурентоспособности в последнее время в России возведено в ранг национальных приоритетов. Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. считает, что «национальная конкурентоспособность является нашей стратегической целью» [1]. Задача её укрепления является стержнем разработанной стратегии развития России до 2020 года [2], главным вектором практической деятельности органов государственной власти, отечественного бизнеса и науки. Вступление России во ВТО придает данной проблеме особую актуальность.

Особенность современного экономического развития заключается в том, что степень конкурентоспособности предприятий становится следствием эффективного использования уникальных по своей природе факторов нематериального характера. Долгосрочную устойчивость организации во многом определяет не количество имеющихся ресурсов, а качество управления ими. Роль систем управления в деятельности организаций уникальна. Являясь внутренним фактором, системы управления объединяют и координируют все остальные внутренние факторы предприятий (финансовые, кадровые, материальные, технико-технологические). Кроме того, внешние факторы воздействуют на конкурентоспособность предприятия только через систему управления. Внешние факторы представляют собой те ограничения и возможности, в рамках которых действует система управления, разрабатывая стратегические и оперативные планы, организуя, координируя и контролируя деятельность предприятий. Следовательно, именно система управления является главным фактором повышения конкурентоспособности предприятий. Поэтому развитию отечественных систем управления, в особенности стратегическому, необходимо придавать первостепенное значение.

Существующие проблемы стратегического развития систем управления промышленными предприятиями можно классифицировать по отношению к предприятиям на внутренние и внешние.

К внешним относятся проблемы, связанные с воздействием макроэкономических, политических, правовых факторов, влияние закономерностей развития организаций.

К внутренним проблемам, препятствующим развитию систем управления, можно отнести ограниченность финансовых возможностей предприятий, сопротивление со стороны высшего руководства и остального персонала, преобладание функционального подхода над процессным и др.

Внутренние факторы находятся в области действия систем управления, давая предприятиям возможность их решения.

Развитие предприятий в долгосрочной перспективе вынуждает руководство формировать систему оценки эффективности систем управления и конкурентоспособности предприятий. Принятая система целей и система оценки степени их достижения на российских предприятиях, а точнее, отсутствие или несистематическое их использование относятся к сдерживающим факторам стратегического развития.

Анализ современных наиболее востребованных методов оценки систем управления позволяет выделять две категории – стоимостные и нестоимостные. Каждая из данных групп обладает своими достоинствами и недостатками.

На большинстве отечественных предприятиях применяются стоимостные методы целеполагания и оценки.

Однако при своей точности, простоте и привычности использования финансово-ориентированные показатели обладают следующими недостатками:

1) пренебрежение нематериальными возможностями предприятия.

2) краткосрочный характер планирования.

3) непрозрачность причин и следствий.

4) невозможность учитывать требования всех заинтересованных сторон,

5) недооценка совокупного потенциала организации,

6) неоднозначность понимания.

7) ориентация на тенденции прошлых лет.

Как видно, управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений.

Помимо стоимостных, для организации актуальны и такие показатели, как удовлетворение потребностей сотрудников, потребителей, положение на рынке и в обществе и т. д. Актуальными они являются в настоящий момент, а не в прошлом.

Для их оценки применяются нестоимостные методы, такие как метод компании-аналога, бенчмаркинг, различные критериальные методы, в том числе система сбалансированных показателей. Она представляет собой систему стратегического управления и оценки ее эффективности, которая переводит миссию и общую стратегию компании в систему показателей и затрагивает не только финансовую сторону деятельности предприятий. Применение нестоимостных методов часто  имеет субъективный характер и характеризуется использованием большого числа показателей.

Инструментом для предотвращения перечисленных проблем может служить интеграция данных методов в один комбинированный. Своевременная оценка способствует выработке правильных стратегических и оперативных управленческих решений.

На основе изучения подходов к развитию систем управления можно  сформировать общую структуру развития систем управления, которая представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Структура анализа качества управления

- развитие от возможностей

  - развитие от преодоления проблем

Данная структура показывает, что своеобразным ядром развития является идентификация элементов предприятия (функций или процессов). В настоящее время среди используемых методов оценки систем управления особой популярностью пользуются методы на основе управления бизнес-процессами. В современных динамичных условиях любые товары или услуги имеют ограниченный жизненный цикл, и даже лучшие из них устаревают. Поэтому не товары, а процессы их создания являются гарантией долгосрочного успеха предприятий.  Кроме того, осуществляя определенные изменения, можно придерживаться одного из двух направлений развития: действовать от возможностей, или развиваться, преодолевая различные проблемы.

Какое бы перспективное направление и эффективные инструменты организация ни выбрала, успех будет зависеть от степени сформированности, адаптивности и действия систем управления.

Для стратегического развития систем управления российским предприятиям, в первую очередь, необходимо разрабатывать и отлаживать сбалансированные механизмы их оценки, переносить акценты с качества продукции на целостную систему эффективного управления предприятием. Для этого необходимо проводить вовлечение, обучение и мотивацию персонала, способного выполнять все виды работ в данной области.

Таким образом, оценка эффективности и качества систем управления является стратегически необходимым моментом, так как прежде чем что-либо изменять в системе, необходимо уметь оценивать ее состояние и знать вектор стратегического развития. От того, насколько качественен менеджмент в организации, зависит степень конкурентоспособности и успешность  деятельности в целом, инвестиционная привлекательность и динамика развития организации.

Литература:

1. Кузьмин В. Антикризисный совет // Российская газета – Фед. вып. № 4794. [Электронный ресурс]. URL: [сылка более недоступна} prezident.php

2. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление на расширенном заседании Госсовета 08.02.08. [Электронный ресурс]. URL: [сылка более недоступна}