| Теория эффективной конкуренцииКритериями эффективности функционирования любого товарного рынка можно считать
 
Наличие соревновательности.
Разнообразие потребительского выбора.
Стабильность цен в долгосрочном периоде.
Барьеры входа.
 Соревновательный рынок характеризует:
 в долгосрочном периоде цена равна средним издержкам;
отраслевой выпуск производиться с наименьшими издержками;
цена равна предельным издержкам;
число предприятий постоянно;
отсутствие серьезных барьеров входа.
 Условия существования соревновательного рынка:
 осуществление входа и выхода предприятия с рынка без значительных затрат, т. е. возмещение при выходе с рынка всех издержек функционирования; в отрасли должны отсутствовать необратимые издержки;
время проникновения и укрепления предприятия на рынке должно быть меньше времени ответного действия старых предприятий;
крупные предприятия, действующие в отрасли, должны обладать технологией, обеспечивающей возрастающую отдачу от масштаба; с ростом выпуска издержки на единицу продукции у функционирующих в отрасли предприятий будут снижаться;
должны существовать потенциальные конкуренты уже функционирующих в отрасли предприятий, угроза входа потенциальных конкурентов для предприятий отрасли должна быть вполне реальной.
 Основным критерием эффективности в рамках общей экономической теории служит общественное благосостояние. Общественное благосостояние – сумма выигрыша покупателей и продавцов.
 Выигрыш в эффективности, обусловленный конкуренцией достигается за счет:
 ценовой политики зависящей от наличия конкурентноспособных заменителей товара (при прочих равных условиях монополизм на рынках продукции производственного назначения гораздо более опасен и сопровождается более высокими потерями благосостояния, чем на рынках потребительских товаров, т. е. власть на рынках средств производственных товаров гораздо сильнее, чем на рынках потребительских), от доли расходов на товар в суммарных расходах покупателя и от эластичности спроса;
отдачи от масштаба производства, показатель которой отражает пропорцию увеличения использования ресурсов производителя и роста выпуска и соотношение роста выпуска и затрат.
 Главным критерием являются барьеры входа как наиболее важный фактор определяющий уровень конкуренции в отрасли.
 
 Ильина В.Н. Конкуренция
 |