Профориентация персонала
Профессиональная
ориентация – это совокупность экономических, медицинских, социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на развитие
профессионального призвания, выявление интересов, способностей, пригодности и других элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода
деятельности. Основные формы профориентации: -
профессиональное просвещение – воспитание осознанной потребности в труде: начальная
профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда;
-
профессиональная информация – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и
прочих лиц с ситуацией на рынке труда
-
профессиональная консультация – это содействие определившимся в выборе профессий предлагаемых работодателем,
через изучение личных качеств консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и интересов, структуры способностей и других
факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения
-
профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения,
которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных
сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей
-
профессиональная реклама – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий
собой информацию о характере и состоянии конкретного вида профессиональной деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их
популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми предложениями;
-
профессиональная пропедевтика – различные формы участия
человека в тех или иных сторонах будущей профессиональной деятельности, предваряющие принятие окончательного решения о выборе профессии;
-
профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его
с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность.
Общую координацию
профориентационной работы осуществляют Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На региональном и местном
уровнях профориентационную работу проводят образовательные учреждения, центры социальной защиты, центры профориентации. В настоящее время основными каналами
воздействия на процесс выбора профессии являются: средства массовой информации, средства искусства, профессиональные клубы и ассоциации, профессиональная
реклама, личные контакты с представителями избираемой профессии, ближайшее социальное окружение, персонал образовательных учреждений, работники служб
занятости, должностные лица, содействующие профессиональной ориентации.
Доскова Л.С. Управление персоналом
|