Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Бизнес и его роль в современной рыночной экономике

Малый бизнес. Бизнес — это любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. По мере развития предпринимательской деятельности бизнес укрепляется, принимая различные виды и формы, но всегда основу бизнеса составляет малое предприятие. В нашей стране для определения малого предприятия используются отраслевая принадлежность и число занятых (ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-Ф З «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

Малые предприятия гибки и маневренны; они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; расположены близко к потребителю. Развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды; широкое распространение «малых» предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме того, на малых предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, и «малая экономика» обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в небольших и средних городах.

Малый бизнес, часто возникающий на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по следующим признакам.

1. По формам собственности, организационно-правовому статусу мелкие фирмы делятся на индивидуальные (основанные на индивидуальном капитале), в том числе семейные; общества с ограниченной ответственностью (основанные на долевом участии), среди которых выделяют полные, смешанные и общества с ограниченной ответственностью; акционерные общества.

2. По способу образования мелкие предприятия делятся на создаваемые заново и образующиеся путем выделения какого-либо подразделения из действующего предприятия. Важным моментом является возможность образования мелкой фирмы на основе смешанных форм собственности мри наличии нескольких учредителей.

3. По уровню доходов и степени коммерческого успеха мелкие фирмы можно разделить на три группы. Первую группу составляют предприятия, не имеющие наемных работников и живущие за счет собственного труда.

Вторая группа представлена владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями. Третья группа представлена собственниками небольших прибыльных предприятий (10—15% от общего числа), среди которых доминируют владельцы фирм и контор, специализирующихся на оказании профессиональных услуг.

Работа в мелких фирмах по своему характеру может быть как основной деятельностью, так и неосновной, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело и занимаются им часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно.

Взаимодействие малого бизнеса с крупным капиталом. По способу взаимодействия с крупным капиталом среди мелких фирм различают независимые фирмы, которые могут долго просуществовать, успешно конкурируя на рынке и оставаясь при этом мелкими, и фирмы, вступающие в симбиоз с крупной корпорацией. Существует несколько форм взаимодействия мелких фирм с крупным бизнесом. Среди них можно выделить такие формы, как:

а) субподрядная система, в которой мелкая фирма специализируется на выпуске отдельных деталей, узлов и другой мелкосерийной продукции, поставляемой какой-либо корпорации. Мелкие фирмы прочно привязаны к головным компаниям производственной, коммерческой и финансовой зависимостью; вне их шансы организовать производство и выжить в конкурентной борьбе весьма сомнительны. В США в машиностроении и металлообработке более 50% компаний малого бизнеса связаны в своей деятельности с субподрядом. В Японии субподрядная система получила еще большее распространение;

б) система франчайзинга ( англ. franchising, от franchise — привилегия). Это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой более крупная фирма, имеющая твердые позиции на рынке, заключает договор с более мелкой и предоставляет ей оборудование, материалы, технологии и бренд с тем условием, чтобы дочерняя фирма осуществляла свой бизнес только в той форме и на тех условиях, которые ей предпишет «родительская». Эта форма представлена системой дилеров, продавцов продукции крупных компаний. Владельцы фирм, действующих в рамках системы франчайзинга, имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товара и приобретении оборудования, получении кредита и т.п. В США на эту систему приходится 40% розничного оборота и одна треть услуг. За период 1970—1986 гг. число фирм, работающих по системе франчайзинга, увеличилось на 82 тыс., объем продаж вырос в 4,5 раза, а количество занятых возросло с 3,5 до 5,2 млн человек. К началу XXI в. еще более усилилась зависимость мелких фирм от крупного капитала. В то же время эти данные свидетельствуют и об усилении зависимости мелких фирм от крупного капитала.

В самой системе франчайзинга можно выделить три типа фирм:

  1. фирмы, работающие только по системе контрактов, — они обязаны продавать всю свою продукцию головной компании;
  2. фирмы, в которых крупный поставщик определяет многочисленные стороны их производственной и коммерческой деятельности;
  3. предприятия-операторы, создаваемые на условиях аренды, — деятельность этих компаний полностью регламентирована.

Таким образом, крупный и малый бизнес находятся в тесной, но неравноправной взаимосвязи. Малый бизнес может действовать главным образом в тех сферах экономики, где это выгодно монополистам.

Фирмы-генерики. Наряду с рассмотренными ранее формами взаимодействия крупного и малого бизнеса существует особая группа мелких фирм, занимающихся копированием продуктов компаний в различных отраслях производства, — так называемые генерики. Первоначально это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Характерной особенностью фирм-генериков является дешевизна их продукта. Например, в Германии копии известных препаратов оказались вдвое дешевле оригиналов. Основную роль в этом играют два фактора:

  1. копируя продукцию крупных компаний, малые фирмы не несут расходы на НИОКР;
  2. крупные фирмы искусственно завышают цены, а малые обычно довольствуются сравнительно низкой нормой прибыли.

Предлагая равный по действию и назначению продукт гораздо дешевле, мелкие компании вытесняют крупные фирмы со значительной части рынка. Деятельность фирм-генериков выступает серьезным ограничителем произвола в монополистическом ценообразовании.

Малый венчурный бизнес. Особое место в малом бизнесе занимает так называемый венчурный бизнес, представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоением нововведений. Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие сферы услуг, новая волна научно-технических нововведений, наличие «избытка капитала», стимулировали создание «рисковых» инновационных, «стартовых» внедренческих компаний, которых объединяет одно — стремление извлечь максимум прибыли от коммерческого освоения нововведения любого вида (открыто, изобретение) и модификации уже освоенного товара. Венчурный капитал готов прийти в любую сферу приложения, но лишь тогда, когда есть шанс получить сверхвысокую прибыль. Обычно создание рисковой инновационной компании предполагает наличие трех условий: 1) идеи нововведения; 2) предпринимателя, готового на основе такой идеи организовать новую фирму; 3) капитала. Деятельность начинающих венчурных фирм финансируется из так называемых фондов венчурных капиталов, в которых участвуют венчурные корпорации.

Значение малого бизнеса для развития экономики. Малый бизнес выполняет многообразные функции в рыночной экономике: соединяет экономику в единое целое; формирует в ней конкурентные отношения; обеспечивает восприимчивость экономики к новшествам; создает условия для занятости. Как уже говорилось, бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики. Они появляются там, где другие предприятия неэффективны (местные «ближайшие» бензоколонка, магазин, кафе, парикмахерская), а также там, где прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту. Без мелких предприятий возникла бы «лоскутная» экономика, где одни потребности населения удовлетворялись бы полностью, а другие нет. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним — основа стратегии малого бизнеса. Не случайно мелкие фирмы не занимаются планированием своей деятельности, а если и составляют план, то гибкий и краткосрочный.

Для экономики в целом деятельность мелких фирм оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса можно судить о способности страны приспосабливаться к окружающей обстановке в мировой экономике. Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений. Мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют их с рынка. Малый бизнес выступает в роли своего рода скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения концернов. В то же время мелкие фирмы слабы поодиночке, но вместе они представляют значительную силу, способную воздействовать на конъюнктуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны мелких компаний, крупные фирмы могли бы совместно повышать цены, сохранять технологии и т.п. Всему этому препятствует мелкий бизнес, эффективно сдерживающий тенденцию к застою, свойственную фирмам-гигантам.

Беспрецедентна роль малого бизнеса в ускорении внедрения достижений НТП. Хотя подавляющая часть научных исследований осуществляется крупными компаниями (в странах общего рынка две трети всех промышленных исследований выполняются крупными фирмами), однако принципиальные нововведения, меняющие имидж всей промышленности, оказываются результатом деятельности мелких, ранее неизвестных компаний. Все крупные современные концерны возникли из мелких пионерских фирм еще в начале XX в.

Масштабная цель и крайне трудный, рискованный путь к ней — вот условия, в которых возникают и действуют фирмы-новаторы. Хорошая приспособленность именно к этим условиям нередко позволяет им обгонять в научно-техническом прогрессе даже ведущие концерны. Действительно, эксплеренты, как правило, малы и бедны ресурсами, но их усилия предельно сосредоточены на решении главной задачи. Фирма-новатор заведомо идет на коммерчески невыгодные условия и затраты, так как в новом деле риск неизбежен, но в случае успеха ей гарантированы сверхвысокие прибыли. Однако путь фирм-эксплерентов очень тернист. В своем развитии они проходят несколько этапов.

Первый этап: процесс внедрения или коммерциализации открытия. Обычно этот этап проходит незамеченным для других фирм, и большинство малых предприятий заканчивает свое существование уже на этом этапе. В последнее десятилетие появились новые организационные формы, позволяющие существенно поддерживать и ускорять процесс внедрения и коммерциализации открытий:

а) технологические парки, которые служат общей «крышей» для многих независимых фирм-новаторов. Только в США имеется 150 технологических парков, среди которых особенно известна «кремниевая долина», объединяющая более 3 тыс. мелких и средних предприятий электронной промышленности и более 200 тыс. работников;

б) венчурный капитал — система финансирования, снижающая для инвесторов риск вложений в пионерские компании, а значит, обеспечивающая «пионерам» доступ к инвестициям. Размеры венчурного капитала в США в настоящее время составляют более 21 млрд долл. Посредством развития этих новых организационных форм стал очевиден вклад эксплерентов во внедрение технологических новшеств.

Второй этап: бурное развитие и увеличение производства на тех предприятиях, где был достигнут коммерческий успех.

Третий этап: рост производства становится значительным, и нововведение полностью доказывает свою состоятельность. Однако на этом этапе в новое дело вторгаются фирмы-гиганты и своей мощью, как правило, вытесняют фирмы-эксплеренты, которые все еще ограниченны в финансовых ресурсах, имеют сравнительно узкую сбытовую сеть и им не хватает опыта в проведении маркетинговой стратегии. Четвертый этап: превращение в крупную компанию. Редкие компании-пионеры, которым удается пройти все испытания, доходят до четвертого этапа развития и превращаются в крупные, специализированные фирмы или даже в виолентов. Таким образом, мелкие фирмы-новаторы играют исключительную роль в процессе развития НТП в обществе.

Нельзя также не отметить важную роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения. По данным статистики, 80% рабочих мест обеспечивает мелкое предпринимательство (коммутанты). Проблема занятости населения становится все более актуальной и для нашей страны и условиях рыночной экономики. Широкое развитие малых предприятий позволяет значительно смягчить эту проблему. Также через мелкое предпринимательство в общественно полезную деятельность можно включить и наименее обеспеченные слои общества (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), которые не могут работать полный рабочий день, а нуждаются в дополнительных заработках.

Таким образом, несмотря на определенную ограниченность и недостатки, малый бизнес имеет бесспорные преимущества перед крупным производством и выполняет многообразные функции в современной рыночной экономике. Этим определяется его место в общей экономическом системе.

Становление малого бизнеса в России. Это сложный процесс, в ходе которого возникает множество проблем, требующих решения, так как в противном случае развитие малого бизнеса будет постоянно наталкиваться на непреодолимые препятствия. Начиная с 1989 г. на государственном уровне принимаются меры по поддержке малого бизнеса. Однако, несмотря на это, малый бизнес развивается неравномерно и непоследовательно. За последние годы в его развитии можно отметить два крупных всплеска. Первый был вызван перерегистрацией кооперативов, возникших во втором половине 1980-х гг., и их преобразованием в малые предприятия. Он был связан, с одной стороны, с ограничением видов деятельности, котором могли заниматься кооперативы, ужесточением их налогообложения, а с другой — с упрощением регистрации и расширением возможности выхода на внешний рынок, льготами по материально-техническому снабжению и налогообложению для малых предприятий. Второй всплеск в малом бизнесе был связан с разрешением в январе 1992 г. свободной торговли. В настоящее время малый бизнес развивается не только в торговопосреднической сфере, но и внедряется в производственные структуры.

Если в 1993 г. 50% зарегистрированных малых и средних предприятий еще не начинали работу, 30% едва сводили концы с концами, 10% работали нормально, всего 3—4% процветали; 37% из успешно действующих предприятий малого бизнеса были связаны с теневой экономикой, 40% не платили налоги, то в настоящее время ситуация изменилась кардинально. Это связано с тем, что в конце 1990-х гг. Правительством РФ был сделан существенный шаг в решении экономических проблем малого бизнеса, и изменении налоговой системы, выделении кредитных ресурсов на приоритетное производство товаров народного потребления и продовольствия, создании фондов поддержки из федерального бюджета, организации сети специализированных банков с участием государственных средств, страховании программ с высокой степенью риска из государственных страховых фондов и резервов, обеспечении гарантий для иностранных инвестиций, использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных специалистов.

Средний бизнес. Помимо крупных и малых фирм существуют также средине компании, которые оцениваются как «умирающие». Однако и среди них есть преуспевающие группы фирм, придерживающиеся так называемой нишевой (или патиентной) специализации. Оставаясь небольшой по размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальной продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Смысл этой стратегии, используемой не только средними компаниями, состоит в сосредоточении усилий на пользующейся ограниченным спросом продукции. Так, средняя американская компания «Грейт Лейк Кемикалз» является крупнейшим в мире производителем брома, а мелкая норвежская фирма «КаМеВа» удовлетворяет 30% мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей. Безусловно, не каждая патиентная фирма является мировым лидером, но любая из них имеет свой «конек» — весьма специфическую сферу, в которой ее позиции очень сильны.

Что заставляет патиентов столь узко ограничивать свою производственную программу? Прежде всего, конечно, стремление уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями своей отрасли. Борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо обречена на провал: именно в массовом выпуске товаров эффективно крупное производство. Однако и здесь преимущества на стороне той фирмы, которая учитывает запросы потребителя и направляет свою деятельность на их изучение и удовлетворение. Так, например, крупный металлообрабатывающий концерн вряд ли будет заниматься производством режущих цепей для электропил. Между тем средняя фирма «Омарк» (США) снимается как раз производством только режущих цепей, являясь всемирным лидером в этой области. Таким образом, успех приходит не к объективно более сильной компании, а к более приспособленной для конкретной обстановки. Мелкие фирмы, даже при самом удачном для них развитии событий, не могут серьезно подорвать позиции крупного концерна. Иное дело — специализированные компании. Уступая им один за другим сегменты некогда контролируемого рынка, крупная корпорация постепенно сужает сферу своего бизнеса. Единый рынок как бы распадается на сегменты, в каждом из которых крупный концерн уже не занимает ведущих позиций. Проблемы такого рода возникли в середине 1980-х гг. в деятельности крупнейшего электронного концерна «АйБиЭм». Уступив специализированные рынки суперкомпьютеров и средних ЭВМ, отстав в разработке персональных компьютеров, компания по-прежнему многократно превосходила любого из соперников, но почти нигде уже не была лидером. Потребовались чрезвычайные усилия, чтобы вернуть утраченные сегменты рынка. И все же прямые схватки специализированных фирм и ведущих монополий — скорее исключение, чем правило. Рынок товаров, производимых патиентом, слишком узок, чтобы привлекать гигантов, масштабы производства которых слишком велики, чтобы небольшая специализированная фирма рискнула соревноваться с ними в производстве массовых продуктов. Вспышка конкуренции происходит лишь при вторжении одной из сторон в чужую область.

Специализированные компании имеют свои преимущества перед мелкими фирмами, так как обладают повышенной устойчивостью: рынок, на который работает специализированный производитель, меньше подвержен колебаниям из-за того, что компания выпускает особый товар. «Серые мыши» — так называемые мелкие или средние фирмы с низким уровнем специализации — сталкиваются в период кризисов с падением выручки, а нехватка денег лишает их возможности вести производство дальше. В итоге специализированная компания оказывается значительно жизнеспособнее равной или даже большей по размерам универсальной фирмы. Сильные стороны компаний-патиентов связаны с доминирующим положением и рамках занимаемой ими ниши. На этом рынке они являются мини-монополиями: пусть их товар резко специфичен и редко кому бывает нужен, но если потребность возникла, то обращаться приходится к узкому кругу компаний. Здесь бессилен любой конкурент.

Исследования показывают, что существует прямая зависимость между контролируемой фирмой долей рынка и успехом ее деятельности. Но путь патиентной компании при всех ее преимуществах не является легким, поскольку найти и создать собственную нишу не так-то легко. Владельцам подобных фирм приходится подразделять рынок по отдельным товарам, потребителям, ценам, качеству, маркам, способам сбыта, географии, сервису; делать свою фирму совершенно непохожей на конкурентов, стремиться к оригинальности, добиваться различий в каждом функциональном аспекте, влияющем на покупателя. Патиент процветает, пока существует ниша. Так, в 1950-е гг. в число преуспевающих входила американская фирма «Скрип-то», специализировавшаяся на производстве дешевых письменных принадлежностей (автоматических карандашей). Но в 1960—1970-е гг. произошла революция в этой области, и французская фирма «Биг» выпустила дешевые шариковые ручки, что привело к падению спроса на продукцию фирмы «Скрип-то». Еще большее воздействие на деятельность специализированных фирм оказывают структурные перестройки хозяйства, которые «уничтожают» сразу десятки и сотни патиентов. Так, выпуск кварцевых часов обусловил ликвидацию многих фирм, производящих механические часы.

Если фирма процветает, так как ее ниша защищена от конкурентов, то вместе с ростом ниши увеличивается и сама фирма. Это порождает другие проблемы. Многие нишевые компании становятся объектом поглощения крупными корпорациями. Но иногда сами специализированные компании могут быть поглощенными, так как им требуются большие капитальные вложения, если они желают выйти за пределы своей ниши. Они предпочитают скорее влиться в крупную корпорацию на выгодных условиях, чем обречь себя на застой или пойти на значительный риск. Например, западногерманская компания «Натер-ман» — крупный производитель растительных лекарственных средств в Западной Европе — после наступления кризиса предпочла быть поглощенной французским концерном «Ронк Поуленк», став дочерней компанией с высокой степенью автономности.

Деятельность патиентов, избежавших поглощения, может развиваться по трем направлениям:

  1. умеренный рост в рамках ниши — это типично для большинства патиентов; их деятельность подчиняется уже описанной стратегии узкой специализации; качество фирмы не меняется, лишь растут ее размеры;
  2. превращение в ведущую монополию с сохранением нишевой специализации — это направление используется немногими компаниями, поскольку для здесь недостаточно усилий самого патиента. Необходимо благоприятное стечение обстоятельств; нужна редко встречаемая параллельность роста самого патиента и того сегмента рынка, который он обслуживает. Если рынок растет слишком медленно, патиент всегда останется небольшой фирмой; если слишком быстро — патиенту не удержать его за собой: туда вторгнутся наиболее мощные конкуренты;
  3. превращение в массового производителя с выходом за пределы ниши — это направление используется лишь некоторыми удачливыми патентами, накопившими необходимые ресурсы для рывка в массовое производство.

Но почему средние компании, превратившись в монополию, остаются верны нишевой специализации? Многие крупные компании руководствуются пословицей «Лучше быть первым на деревне, чем вторым в Риме», выбирая нишевую стратегию и уклоняясь от противоборства с и лидирующей компанией. Два типичных приема позволяют приспособить патиентную стратегию к крупным размерам фирмы. Первый прием (компания «Даймлер-Бенц») состоит в сосредоточении производства на выпуске изделий наивысшего уровня сложности и обеспечении его крупных масштабов за счет международной реализации продукции: дорогие автомобили «Мерседес-Бенц» могут приобрести в мире достаточно много (богатых людей. Второй прием заключается в формировании уникального производственного профиля компании («Роберт-Бош» — мощный производитель электрических приборов для автомобилей); удержаться на рынке позволяет выпуск массовой продукции, существенно превосходящей по качеству другие изделия поточного производства.

Наиболее общей проблемой, которую должны решить покидающие нишу патиенты, является необходимость ускоренного роста производства. Выход патиента за пределы ниши тесно связан с радикальной перестройкой структуры отрасли. Так, более 15 лет назад рынок бытовой электротехники находился в достаточно сегментированном состоянии, ведь бытовые привычки потребителя весьма консервативны. Шведский концерн «Электролюкс» был небольшим нишевым производителем, выпускающим пылесосы, холодильники, стиральные машины, кухонные приборы («белый товар»). Сначала он захватил компании «Артур Мартин» (Франция, 1976 г.), «Хуксварна» (Швеция, 1978 г.), «Тэппен» (США, 1979 г.), затем ведущие компании, такие как «Занусси» (Италия, 1984 г.), «Байт» (США, 1993 г.), «Торн-ЭМИ» (Англия, 1987 г.). Всего было поглощено около 400 фирм, в результате чего концерн «Электролюкс» стал самым крупным производителем «белого товара».

Анализ деятельности компаний-патиентов позволяет понять одну из функций весьма распространенной в современной капиталистическом экономике тактики захватов и поглощений. Нишевая стратегия столь эффективно предохраняет контролируемый компанией сегмент рынка от вторжения извне, что в иной форме часто просто не может осуществляться процесс концентрации производства, даже если объективные условия для него созрели. Вышедший за пределы своей ниши патиент или мощная монополия должны поглотить предприятия ведущих конкурентов, чтобы открыть путь эффективному массовому производству.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория