Основы бизнеса (Мишина Л.А.)

Оценка риска и способы его снижения

Расчет предпринимательского риска может быть сделан исключительно специалистом в области теории вероятностей и статистики. Надо иметь общее представление о видах и причинах случайных потерь, которые могут с достоверной вероятностью возникнуть в данной операции. Необходимо исследование статистики потерь, которые происходили в похожих видах предпринимательской деятельности. На основе изученного нужно построить таблицу (график) частот проявления разного уровня потерь, в которой будут представлены сведения о количестве случаев, где:

  1. потерь практически не было;
  2. потери не превышали прибыли;
  3. потери превышали прибыль;
  4. потери превышали денежное состояние предпринимателя.

После выявления рисков перед предпринимателем стоит задача разработки программы рисков и сведения их к минимуму. Основные пути их нейтрализации – следующие.

1. Уклонение от риска. Предпринимательская организация в процессе проведения производственно-хозяйственной деятельности может не совершать каких-либо операций или видов деятельности, связанных с высоким уровнем риска.

2. Принятие риска на себя. Главная задача – изыскание источников ресурсов, нужных для покрытия вероятных потерь.

3. Передача (или трансферт) риска партнерам по определенным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов. При этом хозяйственным партнерам передается та часть предпринимательских рисков предприятия, по которой оно имеет больше возможностей нейтрализации их неблагоприятных последствий.

4. Объединение риска. Риск разделяется между несколькими субъектами экономики.

5. Диверсификация:

  1. предпринимательской деятельности предприятия;
  2. портфеля ценных бумаг;
  3. программы реального инвестирования;
  4. кредитного портфеля;
  5. поставщиков сырья, материалов и комплектующих;
  6. покупателей продукции;
  7. валютной корзины предприятия.

6. Страхование риска. Представляет собой защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, когда наступают страховые случаи.

7. Другие методы. Например, методы компенсации:

  1. стратегическое планирование деятельности предпринимательской организации;
  2. обеспечение компенсации вероятных денежных потерь за счет системы штрафных санкций, которая включается в контракты;
  3. сокращение перечисления форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;
  4. совершенствование управления оборотными средствами предприятия;
  5. сбор и исследование дополнительной информации о финансовом рынке;
  6. прогнозирование тенденций, при которых изменяются внешняя предпринимательская среда и конъюнктура рынка.


Кушнир И.В. Основы бизнеса | Мишина Л.А. Основы бизнеса