Внешнеэкономическая деятельность (Бобкова О.В.) |
Методы нетарифных ограничений внешнеэкономической деятельности в Российской ФедерацииОсновными методами количественного нетарифного ограничения в международной торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование. Квотирование – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе. Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода предоставляют неконкретизированные квоты. Квотирование вводится для сбалансирования развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах. Лицензирование – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз или вывоз определенного объема товара. Лицензирование является временной мерой, осуществляемой на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков. Лицензирование применяется при следующих обстоятельствах:
Виды лицензий:
Контингентирование – установление государством централизованного контроля над ввозом и вывозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Контингентирование является составным элементом лицензирования. Находясь поз запретом ГАТТ, контингентирование широко используется отдельными государствами. В этих странах оно охватывает сравнительно небольшой круг товаров (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья). «Контингенты» оказывают влияние на объем и структуру внешней торговли, а также цены, обеспечивая их рост и принося крупные прибыли тем компаниям, которые производят или продают товар, являющийся предметом ограничения. Следует отличать контингенты от тарифных контингентов, которые разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно, выпадая тем самым из понятия нетарифного ограничения. Бобкова О.В. Внешнеэкономическая деятельность | Кушнир И.В. Внешнеэкономическая деятельность |