Каталог статей |
Онюшева И.В. Концептуальные подходы к определению термина национальной конкурентоспособностиКонцепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных, экономик (дешевая рабочая сила, богатые природные ресурсы и т.п.) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера.Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, первоначально имеет форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм и ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции, развивающееся на протяжении трех веков, динамично меняется. По классическому определению М. Вебера, конкуренция - это «мирные попытки установления контроля над возможностями и преимуществами, которые также желаемы другими» [1]. Конкуренция — это действия двух и более агентов, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны [2]. Высокий уровень производства и потребления валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения способствует в развитых странах созданию более качественных условий для межстрановой и межфирменной конкуренции в мировом экономическом пространстве. В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях - от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю. Сравнительные преимущества даны стране от природы, они статичны, не вечны и не воспроизводимы. Конкурентные преимущества динамичны, связаны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по своей природе безграничны. Поэтому следует четко различать сравнительные и конкурентные преимущества. Интеграция в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве. В мировой экономической литературе тема конкурентоспособности в течение последних 30 лет остается одной из центральных. В широкой постановке (не как конкурентоспособность на конкретных рынках) она возникла в начале 80-х гг. в США как поиск ответов на причины успехов японской экономики на мировых рынках, преодоления угрозы «деиндустриализации» американской экономики и отражалась в аналитических публикациях Совета по национальной конкурентоспособности. В целом следует различать глобальную конкурентоспособность страны на мировых рынках, конкурентоспособность страны на национальном рынке и конкурентоспособность на микроуровне (уровне фирм) на национальном и мировых рынках. В научных исследованиях глобальной (межстрановой) конкурентоспособности выделяются разработки Всемирного экономического форума - ВЭФ (World Economic Forum), которые публикуются в его ежегодных докладах (The Global Competitiveness Report). Популярность сравнительных исследований ВЭФ возросла в 90-е гг. в связи с нарастающей глобализацией мировой экономической системы. Заслуга экспертов ВЭФ заключается в разработке прикладной теории и конкретном анализе проблемы сопоставления макро- и микро- конкурентоспособности стран в глобальном масштабе, а также формирования обширной базы данных по этой тематике. В дополнение к макроэкономическим и институциональным факторам в центре внимания экспертов ВЭФ оказались качество фирмы и качество предпринимательской среды. Не менее плодотворны и известны в научном мире ежегодные книги о мировой конкурентоспособности стран, публикуемые с 1989 г. Международным институтом менеджмента и развития (IMD, World Competitiveness Yearbook, Лозанна, Швейцария). Это уникальное по собираемой аналитической информации (314 критериев, объединенных в 20 основных индикаторов, преобразованных в четыре главных фактора конкурентоспособности стран) издание высоко ценится в научном мире за профессионализм и корректность выводов. Данная работа во многом определила научный и практический уровень современных подходов к проблемам глобальной конкурентоспособности экспертов и специалистов ВЭФ и Гарвардского университета. Существует множество определений понятия «конкурентоспособность». Так, по мнению американских авторов [3], концепцию национальной конкурентоспособности можно определить как «способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах, и при этом результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов» [2]. По мнению ряда российских ученых [4], ни положительный баланс внешней торговли, ни позитивный платежный баланс, ни рост золотовалютных резервов, что само по себе весьма важно, не могут являться абсолютно достаточными критериями конкурентоспособности, если нет интерактивных связей в сложной системе: образовательный уровень – экономическая инфраструктура – качество жизни. Возросшая в 90-с гг. актуальность рассматриваемой проблемы для экономики России (как в результате открытия экономики, так и необходимости преодоления монополистических тенденций) привела к смещению акцептов российских исследователей с традиционной проблемы эффективности на проблему конкурентоспособности. Среди российских работ представляют интерес доклад Экспертного института и Торгово-промышленной палаты РФ, труды Министерства РФ по антимонопольной политике, а также ряд монографических исследований российских ученых. Среди фундаментальных работ зарубежных авторов по проблеме конкурентоспособности следует особо отметить исследование профессора Гарвардского университета М. Портера «Конкурентные преимущества стран», вышедшее в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция» [5]. В нем автор разрабатывает новую теорию (расширенную концепцию) конкурентного преимущества стран, включающую эволюцию конкурентных преимуществ стран в глобальном масштабе, детерминанты и динамику конкурентного преимущества стран в международном соперничестве. М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров — объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся: ü факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни; ü условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса; ü смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий; ü стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция. Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране. Это случайные события (то есть те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика. Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. В ходе своих исследований М. Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные корпорации (ТНК) обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется кластер — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом повышается Т.о., сотрудничество становится все более необходимым, но оно же несет с собой известную опасность — возможность утраты самостоятельности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр.)[6]. Работы М. Портера, написанные еще в 80-е гг. прошлого столетия, на долгие годы предопределили вектор развития исследовательской дисциплины «стратегический менеджмент». Надо признать, что портеровские модель «пяти конкурентных сил» (Porter’s five forces), «цепочка создания стоимости» (Value Chain) и «ромб Портера» (Porter’s Diamond) по сути легли в основу концепций национальной конкурентоспособности. Вместе с тем идеи, воплощенные М. Портером в указанных моделях, наряду со своей популярностью и влиятельностью являются и одними из наиболее критикуемых. Наиболее серьезно идеи М. Портера стали подвергаться критике по мере бурного развития интернет-коммерции (e-commerce). Критики справедливо отмечают, что с момента публикации работ Портера экономические условия существенно изменились. Глобальная информатизация и возросшая роль Интернета как площадки для е-коммерции оказали серьезное влияние практически на все отрасли деловой деятельности. Действительно, теории М. Портера во многом базируются на постулатах, которые имели место в экономике 80-х гг., характеризуемой сильной конкуренцией, периодическим изменением конъюнктуры и относительно устойчивыми рыночными структурами. В моделях М. Портера основное внимание сосредоточено на анализе фактической ситуации (клиенты, поставщики, конкуренты и т.д.) и на предсказуемых изменениях (появление новых игроков на рынке, товаров-заменителей и т.д.). В рамках 5 конкурентных сил конкурентные преимущества являются результатом укрепления собственного положения компании. Сегодня в рамках этих сил представляется невозможным объяснить и проанализировать те динамические изменения, которые преобразуют целые отрасли промышленности. По мнению Л. Доунса [7], портеровские модели больше не жизнеспособны. JI. Доунс идентифицирует три новые силы, которые требуют новой стратегической структуры и разработки ряда совсем других аналитических и бизнес-инструментов: цифровизация (digitalization), дерегуляция (deregulation) и глобализация (globalization). Цифровизация. Поскольку влияние информационных технологий растет, все игроки на рынке будут иметь доступ к гораздо большему количеству информации. Таким образом, появятся полностью новые бизнес-модели, в которых даже игроки, не входящие в отрасль или являющиеся ее аутсайдерами, будут в состоянии существенно повлиять на принципы и уровень конкуренции на рынке. В качестве примера Л.Доунс приводит возрастающую роль электронных торговых центров, которыми управляют, например, телекоммуникационные операторы или кредитные организации. Ни модель «пяти сил», ни исследование экономической структуры не способны отследить данные изменения. Дерегуляция. За прошедшие 15 лет в США и в европейских странах наблюдалось резкое сокращение присутствия государства во многих отраслях, таких как авиация, связь, коммунальное хозяйство и банковская сфера. Компании данных отраслей, подталкиваемые новыми возможностями в сфере информационных технологий, были, с одной стороны, в состоянии, а с другой — вынуждены полностью реструктурироваться и подыскать альтернативные направления своего развития. Глобализация. Если в широком смысле данный термин означает определенный этап интенсивной интеграции или интернационализации политических, социально-экономических и культурных отношений, то в экономическом аспекте он характеризуется либерализацией мировой торговли, мобильностью капитала и рабочей силы, освоением современных технологий, международной конкуренцией. Совершенствование логистики и коммуникаций дает возможность практически всем субъектам рынка совершать покупки, продажи и сотрудничество на глобальном уровне. Клиенты тем временем могут подыскать товар и сравнить цены на него на глобальном уровне. В результате даже компании среднего размера, ориентированные на рынок местного масштаба, оказываются на глобальном рынке, даже если они не занимаются самостоятельным экспортом или импортом. Можно добавить, что глобальные и сетевые рынки предъявляют новые требования стратегии организаций. Теперь недостаточно просто позиционировать себя как лидера по ценам или по качеству (как предлагает сделать М. Портер в своем труде “Generic Strategies”). Теперь конкурентные преимущества появляются в результате способности развить длительные отношения с более мобильным потребителем, управляя обширными партнерскими сетями для создания обоюдной выгоды. Критически анализируя модели М. Портера, Л. Доунс приходит к заключению, что именно информационные технологии сыграли ключевую роль в разделении между «миром Портера» и новым миром, в котором действуют новые силы. Прошло то время, когда «старая» экономика использовала IT (информационные технологии) в качестве инструмента для осуществления своих целей. Сегодня IT сама изменяет мир в соответствии со своими нуждами. Следует признать, что аргументы Л. Доунса вполне убедительны. Факторы, обозначенные как цифровизация, глобализация и дерегуляция, в последние годы стали самостоятельными влиятельными силами. Современные рынки находятся под сильным влиянием технологического прогресса, особенно в области информационных технологий. Поэтому неразумно – если не сказать невозможно — разрабатывать и развивать стратегию исключительно на основе моделей Портера. По мнению зарубежных исследователей [8], причиной этому являются экономические законы, которые распространяются на привычные нам продукты и услуги, не могут быть напрямую спроецированы на новую категорию, названную ими «информатизационный товар» (information good). Тем не менее, необходимо помнить, что ни одна по-настоящему эффективная стратегия никогда не базировалась на строго ограниченном круге моделей. В те же 80-е гг. стратегию не рекомендовалось создавать па основе исключительно лишь портеровских моделей. Каждая стратегия прежде всего должна базироваться на детальном анализе всех внутренних и внешних факторов и на перспективах их развития в будущем. Несмотря на все изменения в отраслевых динамиках и бизнес-моделях, отнюдь не устарели идеи М. Портера, состоящие в том, что каждый бизнес работает, функционирует в системе координат «поставщик, покупатель, конкурент, новый участник рынка и товар-заменитель». Эта идея состоятельна в рамках любой конкурентной экономики. Даже сегодня любая компания, будь она из старой или из новой экономики, должна произвести товар или услугу, продать ее, предлагая оптимальное соотношение цена/качество и обеспечить достойную сервисную поддержку. Тот же on-line портал должен создать или приобрести контент, преподнести его, найти покупателя, будь то посетитель сайта или рекламодатель. Новизна подхода, предложенная Л. Доунсом, состоит в том, что доунсовские силы сделали портеровскую концепцию более динамичной, изменчивой и сложной. Даже тщательный мониторинг рынка не позволяет выявить всех потенциальных новых участников рынка или товары-заменители, могущие внезапно появиться на рынке благодаря бурно происходящему технологическому прогрессу. Несомненно, компании должны привести структуру, процессы, бизнес-модели и стратегии в соответствии с новой динамикой развития рынка. Однако не менее необходимо думать и о собственной рыночной власти по отношению к поставщикам сырья и потребителям товара/услуги. Сегодня менеджеры имеют больше средств влияния на конкурирующие силы, конкурентов. Традиционное мышление в рамках портеровских моделей было в значительной степени ограничено достижением лучшего конкурентного положения одного участника по отношению к другому или к другим участникам рынка. Теперь же более важно сформировать взаимовыгодное сотрудничество. Это могут быть специализированные партнерские связи, общие стандарты, стратегические союзы и многое другое. Т.о, модели М. Портера в силу объективных причин не имеют того сильного влияния, какое они имели раньше. Возникли новые экономические законы, и другие силы начали воздействовать на рынки и преобразовывать их. Однако, это не означает, что теории М. Портера стали недействительными. Просто необходимо применять их, осознавая их ограничения, и использовать их как часть структуры инструментов, методов и теорий управления. Такой подход желательно использовать в рамках любой бизнес-модели — совершенно новой или старой, портеровской или чьей-либо еще и в любой экономике [2]. Завершая обзор концепций национальной конкурентоспособности, отметим следующее. Конкурентоспособность страны на национальном рынке может существенно отличаться от ее конкурентоспособности на мировом рынке, особенно для стран с транзитной экономикой. Своеобразие конкуренции на национальном рынке, в отличие от конкуренции на развитых сегментах мирового рынка, определяется многими социально-экономическими факторами, в том числе: низким уровнем и неразвитостью структуры платежеспособного спроса; сохраняющимся разрывом между внутренними и мировыми ценами на аналогичные товары; более низким качеством конкурентной экономической среды на макро- и микро- уровнях и т.п. Значительное влияние на конкурентоспособность отечественных и иностранных участников национального рынка оказывают монополизм, ненаблюдаемая экономика, коррупция, необоснованные риски. К примеру, экономика Казахстана, относящаяся к новым формирующимся рынкам, носит явно выраженный топливно-сырьевой характер, в отличие от развитых сегментов мирового рынка, где высока доля высокотехнологичной продукции и наукоемких услуг. В результате состав конкурирующих субъектов различается на национальном и внешних рынках. В условиях возникновения обширных мирохозяйственных связей между странами экономическое сотрудничество основано на увеличении экспорта и импорта, включении региональной экономики в систему международного разделения труда. Одновременно происходят интенсивные процессы либерализации торговли, усиления международной конкуренции в обмене товарами, услугами, привлечении инвестиций, капитала, а также рабочей силы. Экономическая глобализация, оказывая всестороннее воздействие на человеческое развитие страны и мирового сообщества, порождая международную конкуренцию на мировом рынке товаров, повышает мобильность капитала и рабочей силы. Современная глобальная экономика представлена взаимодействием и конкуренцией стран с основными моделями экономического развития - инновационной, технологической, сырьевой и аграрной. Инновационная модель характеризуется производством знаний, экспортом технологий, наукоемкой продукции (США, Германия). Технологическая модель свойственна странам, импортирующим технологии, наукоемкую продукцию (Япония, Сингапур, Южная Корея). Сырьевая модель - экспорт сырья, импорт продукции (Иран, Россия). Аграрная модель - экспорт агропродукции, импорт промышленных товаров (Греция, Монголия). Некоторые страны находятся на промежуточной стадии развития между данными типами, сочетая признаки нескольких моделей. Однако большинство стран на данном этапе глобализации нацелены на технологизацию и в дальнейшем развитии на инновационную экономику. Это относится в первую очередь к тем странам, которые располагают таким стратегическим ресурсом экономического роста, усиления конкурентоспособности, как значительный научный и образовательный потенциал [9]. В настоящее время конкурентоспособность казахстанской экономики основывается главным образом на использовании сравнительных национальных преимуществ и механизма ценовой конкурентоспособности. Нет сомнений в том, что сырьевая составляющая отечественной экономики на сегодня является основой конкурентоспособности казахстанского экспорта. В своей стратегии экономического развития в XXI в. Республике Казахстан следует сделать акцент на переориентацию с сырьевой направленности на формирование инновационной экономики, способной вывести конкурентоспособность экономики РК на качественно новый уровень. При этом инновационная экономика предъявляет самые высокие требования к качеству и эффективности использования человеческого капитала страны, как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом. Исходя из вышеизложенного, рассмотренные в статье концептуальные подходы к определению термина национальной конкурентоспособности могут послужить основой для разработки стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики РК, а также выработки механизма реализации данной стратегии.
Литература:
1. Weber, M. Economy and Society. Vol. I. Berkeley: University of California Press, 1978. – P. 38. 2. Сабден О., Кошанов А.К., Хусаинов Б.Д. и др. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. – А., 2007. – 175 с. 3. US Competitiveness in the World Economy. - Boston: Harvard Business School Press, 1985 / Editor by the Bruce R. Scott and George C. Lodge.- P. 14-16. 4. «Конкурентоспособность России в глобальной экономике». — Коллективная монография. — М., «Международные отношения», 2003. 5. Портер М. Международная конкуренция. — М., «Международные отношения», 1993. 6. Мигранян Л.Л. «Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров». htlp://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a 15.php. 7. Larry Dowries. Unleashing the Killer App: Digital Strategies for Market Dominance. 8. Shapiro, Varian. Information Rules. 9. М.К.Мельдаханова. Человеческий капитал и устойчивое развитие Казахстана: теория, приоритеты и механизм реализации.- Алматы: 2011. – 341с.
|