Каталог статей

Котилко Валерий Валентинович,Грицюк Татьяна Владимировна

Финансовое регулирование бюджета РФ и управление финансами Российской Федерации

Аннотация. Рассмотрены проблемы      финансовых правоотношений бюджета РФ. Охарактеризованы основные сущностные признаки бюджета страны. Обозначены принципы реализации основных финансовых прав и финансовых компетенций бюджета. Закреплены положительные черты и преимущества бюджета развития страны на среднесрочную ожидаемую перспективу.  Охарактеризованы правоотношения бюджета в системе бюджетного права. Сформулированы методологические приемы регулирования финансовых инструментов и финансовых рычагов для страны.

Ключевые слова. Бюджет долгосрочный. Ожидаемый прогноз. Финансовые методы бюджета. План-прогноз. Стратегический прогноз. Бюджетная стратегия.         Методы бюджета. Финансовые инструменты. Срочные сделки.

        

Структура финансового права как ветви и области права в РФ и ее отражение в правоприменении норм бюджета РФ

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они:

-  возникают в процессе финансовой деятельности государства;

- одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;

- всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансовых правоотношений, конкретизируются в следующих определениях и понятиях связанных с бюджетом. Следует различать понятия «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения»:

- субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений;

- субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений[1].

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица, государственные образования (Российская Федерация, субъекты Федерации) и муниципальные (местные) образования. Особенность финансовых правоотношений заключается в том, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом)[2].

Рисунок 1. Федеральный расходы на недропользование и освоение недр РФ в 2015году.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами; физическими лицами и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между указанными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Классификация финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения можно классифицировать:

- по материальному содержанию в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права;

- по субъектам финансовых правоотношений.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений определяются и описывается следующими правовыми нормами. Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии четко определенных правовыми нормами условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события вызывают возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Как правило, финансово-правовые отношения возникают на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог[3].

Финансовые правоотношения не могут быть изменены по волеизъявлению их участников. Это происходит лишь на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение соответствующего правоотношения.

Наиболее часто финансовые правоотношения прекращаются в случае:

- погашения финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

- выполнения задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

- использования выданных бюджетных ассигнований;

- реализации компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

- достижения гражданином определенного возраста, предусмотренного законом, в отношении налоговых платежей, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию[4].

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений конкретизированы в следующих бюджетных положениях. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок защиты финансовых интересов государства действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, а также организациям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

Несмотря на строгую регламентацию осуществления правомочий властвующими субъектами, действующее законодательство предоставляет им возможность принимать некоторые решения и совершать некоторые действия, самостоятельно определяя условия и формы их реализации.

Ученые-правоведы предлагают разделять властные полномочия на два вида: связанные и свободные. Связанные полномочия предполагают точное установление в законе того, что должны делать исполнители - органы исполнительной власти - в этом направлении. Свободные полномочия предполагают, что законом закреплены лишь общие принципы деятельности органов исполнительной власти, которым предоставлен «некоторый бланкет в исполнении частностей» и разрешено на этом основании издавать акты, как нормативные, так и индивидуальные[5]. (рисунок 2).

Связанные с нормативными предписаниями полномочия в финансовых правоотношениях реализуют:

- Министерство финансов Российской Федерации в сфере бюджетного процесса, межбюджетных правоотношений, финансового контроля за сбором доходов и расходованием бюджетных средств, осуществлением государственного обязательного страхования;

- Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба, осуществляя контроль за правильностью уплаты налогов и сборов плательщиками[6].;

- Федеральное казначейство, применяя меры к нарушителям бюджетного законодательства;

- Банк России в правоотношениях по кассовому исполнению бюджета;

Поскольку метод финансового права призван регулировать отношения в сфере осуществления финансовой деятельности государства, то способы, которые он использует, так или иначе должны отражать общие тенденции его финансовой политики. Гибкость метода обусловлена спецификой сферы правового регулирования. Государственная финансовая деятельность осуществляется в различных формах и представляет собой достаточно подвижную и изменчивую сферу общественных отношений, что, безусловно, оказывает влияние на метод правового регулирования.

Рисунок 2. Федеральные расходы на поддержку железнодорожного транспорта РФ в 2016 году.

Функции и методология государственной деятельности и государственного управления в области финансов и финансовых отношений бюджета

Государство регулирует финансовые отношения посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы и позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет за собой неблагоприятные имущественные последствия для государственной деятельности.

Вместе с тем финансовая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Можно выделить и сформировать следующие принципы финансовой деятельности государства, и финансовой ответственности его контрольных органов.

Соблюдение органами государственного финансового контроля принципа законности не только диктуется конституционными и законодательными положениями, но и имеет принципиальное значение для содержания их работы, особенно в плане адекватности ее результатов. Только строго следуя положениям действующего законодательства, органы государственного финансового контроля реально могут дать объективную картину финансовой деятельности государства и его органов, распорядителей и получателей бюджетных и иных государственных средств, оптимальности финансовых потоков, эффективности функционирования бюджетной и в целом финансовой системы страны[7].

Объективность является определяющим условием эффективной контрольной работы. Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Принципу объективности подчинены все остальные принципы деятельности органов государственного финансового контроля. Именно для обеспечения объективного отражения реалий финансово-экономической деятельности контрольным органам необходима организационная и функциональная независимость и гласность, что позволяет избежать внешнего воздействия. Объективная оценка возможна только на основе законности действий субъектов и объектов контроля, законность - главный критерий объективности. Объективность заключений органов финансового контроля тем больше повышается, чем выше уровень обобщения получаемой информации, что обеспечивается системностью контрольной работы.

Объективность заключений органов государственного финансового контроля обеспечивается несколькими способами. Один из них - установление высоких квалификационных требований к лицам, претендующим на ответственные должности, как это предусмотрено, например, в отношении Счетной палаты Российской Федерации.

Законодательством определены требования, направленные на то, чтобы в максимальной степени не допустить влияние личных или корпоративных интересов должностных лиц контрольных органов на их деятельность.

Важную роль в обеспечении объективности работы  ряда контрольных органов Российской Федерации играют ответственность за достоверность результатов контрольных мероприятий, а также ограничения на распространение промежуточных материалов ревизий и проверок, которые могут содержать еще неточную информацию.

Для повышения объективности контрольные органы, как правило, наделены правом привлекать к своей работе специалистов иных организаций и независимых экспертов, а также наиболее квалифицированных сотрудников других органов контроля[8].

Большое значение для достижения объективности контроля имеет адекватное информационное обеспечение, поскольку на основе неполной или искаженной информации невозможно сделать правильные выводы. Законом всем объектам контроля предписано предоставлять контрольным органам всю информацию и документацию, необходимую для обеспечения деятельности этих органов, установлена ответственность за препятствование исполнению ими своих функций, предусмотрены соответствующие санкции.

Принцип гласности в финансовой деятельности государства и в работе органов государственного финансового контроля является частным и непосредственным проявлением основополагающих положений Конституции РФ. Представляя собой один из главных инструментов реализации права граждан на получение информации о работе государственных органов и должностных лиц в демократическом обществе, принцип гласности распространяется и на финансовую деятельность государства[9].

В перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом Российской Федерации включен и принцип гласности, который означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

Поскольку финансовый контроль как элемент присутствует во всех указанных процедурах, принцип гласности также распространяется на реализацию этого контроля, что с учетом специфических особенностей отдельных контрольных органов находит отражение в законодательстве.

Гласность оказывает большое позитивное влияние на эффективность работы контрольных органов, поскольку в условиях гласности результаты контрольных мероприятий попадают под общественный контроль.

Наиболее последовательно в российском законодательстве принцип гласности государственного финансового контроля отражен в законах о контрольно-счетных органах.

Принцип гласности в работе Счетной палаты Российской Федерации реализуется в первую очередь путем обязательного, установленного Законом о ней опубликования для ознакомления общественности ежегодного отчета Палаты, в котором в сжатом виде представляются результаты всех контрольных мероприятий, проведенных Палатой за прошедший год, дается оценка реакции органов государственной власти на выявленные нарушения и недостатки, предлагаются обобщенные выводы и рекомендации по устранению этих нарушений и недостатков и по совершенствованию финансовой системы в целом. Кроме того, годовой отчет Счетной палаты Российской Федерации заслушивается и обсуждается на пленарных заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации в присутствии представителей средств массовой информации, которым доступны все подготовленные к этим заседаниям материалы[10].

Для определения содержания и особенностей правоприменения в Российской Федерации  финансового права в бюджете РФ  приведем несколько   рисунков,            иллюстрирующих         структуру   финансовых расходов государства для           реализации содержания финансового права РФ в бюджете РФ.                                                                                                                                                                                                                         Рисунок 3. Общегосударственные вопросы РФ и их распределение   бюджетное                                                                                     Источник:  Федеральный закон «О федеральном Бюджете РФ на 2014год».                                                                                                                                     Рисунок 4.          Макроэкономическая безопасность в сфере государственного управления РФ в 2014 году.                                                         Источник: Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2014 год».

Система государственного стратегического планирования – это совокупность[11]:

· взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты государственного социально-экономического развития Российской Федерации;

· элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового и иного обеспечения процессов стратегического планирования в государстве;

· участников государственного стратегического планирования, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.

В последнее время необходимость формирования системы стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.

Возникла необходимость в наборе управленческих инструментов, которые позволяют:

· развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;

· балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);

· четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;

· обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

Комплексная система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации - это и есть упорядоченный набор таких инструментов.

Целями создания системы являются:

· определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;

· концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;

· консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:

· определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;

· определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;

· выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

· формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;

· определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;

· координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;

· осуществление стратегического контроля;

· научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.

Предметом правового регулирования Концепции государственного стратегического планирования[12], закрепленной в законопроекте РФ, являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.

Законопроект регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования.

Участниками регулируемых данной Концепцией и соответствующей Концепции основных положений, закрепленных юриксдальным законопроектом,  отношений являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Концепции определены стратегические задачи и направления развития Росси на одинацитилетний период (трех  - летний период, и в режим скользящей трехлетки в привязке к Закону «О бюджете РФ»  и в законопроекте закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического управления бюджетом капитального развития России (на среднесрочную ожидаемую перспективу и среднесрочную планируемую перспективу), и планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.

В случае развития Концепции и соответствующего принятия законопроекта участники государственного стратегического планирования будут обязаны[13]:

· использовать механизмы государственного стратегического планирования, устанавливаемые законопроектом в зависимости от уровня управления;

· обеспечить взаимоувязку и соподчиненность используемых инструментов государственного стратегического планирования между собой;

· осуществлять стратегический контроль достижения плановых показателей деятельности.

Примером поэтапной реализации Концепции является ее использование на примере ряда Центральных округов России и округов расположенных в Центральном Севере РФ (рисунок5). Таким образом ее аппробация показала ее доступность как объекта стратегического долгосрочного планирования, с длительным горизонтом бюджетного планирования на 5-7 лет в России.

Рисунок 5. Социально-экономическое положение округов России и индексы цен по промышленности в 2011 году.

 Источник: Отчет Минрегион России, 2012год №Социально-экономическое положение регионов России».

Предлагаемый законопроектом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.

Ожидаемыми стратегическими последствиями принятия законопроекта станут на среднесрочную и долгосрочную ожидаемую перспективу станут[14]:

· создание условий для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;

· повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей;

· увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;

повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования.

Управление финансовыми рисками и экономическим системами РФ          и    СНГ

        Финансовые риски - это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски - это спекулятивные риски. Инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов - доход или убыток. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск - валютный риск: риск упущенной финансовой выгоды.

Риск упущенной финансовой выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования) или остановки хозяйственной деятельности. Применительно к Стратегии государственной политики  до 2020 г. ущерб может наступить в случае не своевременного выделения финансовых средств на строительство средств, влияющих на экономическую безопасность страны и регионов России.

Финансовый риск, как и любой риск, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата.

При исследовании российского фондового рынка с использованием различных методов исследования и анализа статистических данных (регрессионный анализ, корреляционный анализ, многомерное шкалирование, сравнение средних, кластерный анализ), дополнение экспертным опросом обнаружены признаки аномалий (таблица 1).

 Таблица 1.

Тип аномалии

Вил аномалий

В чем выражается

Календарные аномалии

«Эффект месяца года»

«Обратный эффект сентября»

Календарные аномалии

«Эффект тритии месяца»

Аномальная доходность трети месяца

Календарные аномалии

«Эффект дня недели»

Аномальная доходность ниже в среду

Стоимостные аномалии

«Эффект низких р/е»

Разница в портфелях существенная на краткосрочным и долгосрочном периоде

Стоимостные аномалии

«Эффект низких р/b»

Разница в динамике российского портфеля существенна на краткосрочным и долгосрочном периоде

Аномалии связанные с корпоративными событиями

Краткосрочные недостатки перед IPO («эффект темной лошадки»)

Разница в динамике акций и бинмарков существенна

Аномалии связанные с корпоративными событиями

Краткосрочная переоценка после IPO

Разница в динамике акций и бинмарков существенна

Аномалии связанные с корпоративными событиями

Долгосрочное отставание вновь размещенных акций от рынка

Разница в динамике акций и бинмарков существенна

 

 Признаков других исследованных аномалий на российском рынке обнаружено не было. В частности не проявлялся» эффект января», «эффект предновогоднего ралли», «обратный эффект августа», «эффект размера», «эффект моментум», «эффект аутсайдера», «эффект дивидентов», «Эффект дививентурное проявление в акциях».

Примером является мелкосерийное номенклатурное производство праздничных автомобилей и автомобилей выходного дня для праздничных и развлекательных поездок по городу типа «Ока», Колибри». «Воробей» «Тойота-супер- мини» на базе отечественных заводов супергигантив «КАМАЗ» и КАМАЗ в регионах России.

Однако проведенный анализ показал, что нельзя с большой степенью достоверности утверждать о наличии каких-либо аномалий  на Российском фондовом рынке. Это связано с тем, что проявление аномалий подавлено  факторами, являющимися доминирующими  для российского рынка ценных бумаг ( например,  зависимость от внешних рынков, отсутствие длинных денег, спекулятивный настрой и др.). Если бы можно было зафиксировать влияние всех внешних факторов (кроме аномальных) на цену, то реально построить адекватную модель, которая с высокой степенью вероятности  выявит аномалии их отсутствие на российском фондовом рынке. Однако даже ключевые для российского рынка факторы  ценообразования могут меняться  со временем, являются непрозрачными и неустойчивыми. Поэтому на сегодняшний день не представляется возможным с высокой вероятностью утверждать, что какие –либо аномалии существуют и являются устойчивыми на российском рынке. По результатам исследования зафиксированы только их признаки.  Таким образом, в настоящее время не  представляется возможным рекомендовать  использовать аномалии в торговых стратегиях[15].

В Красноярском  крае разработали Концепцию создания Ангаро-Енисейской особой экономической  зоны высоких технологий, которая опирается на Концепцию программы «Социально-экономического развития края до 2010 и 2018 года соответственно». Обычно к высоким технологиям относят микроэлектронику, вычислительную технику, роботостроение, атомное и аэрокосмическое производство, микробиологическую промышленность, а также индустрию информатики. К

Тем  не менее подчеркнем, что признаки некоторых аномалий наиболее ярко проявились  в настоящем ситуационном и кроме того, к высоким технологиям относят коммуникационную технику, создание новых материалов, микромеханику и те технологии, в которых используют достижения физики, химии, механики, механики грунтов и механики твердых тел и сред, и информационных технологий менеджмента.

Исследовании на основе проявления системных признаков проявлении ситуации ан рынке, и инвесторы с допустимым риск-портфелем могут осуществлять  инвестирование, включающее инвестиционные идеи,  включающие инвестиционные идеи, основанные на данных эффектах( таюлица2).

Таблица 2.

 Наиболее характерные признаки аномалий на российских фондовых рынках

Вид  аномалий

В чем выражается

«Эффект низких р/е»

Величина эффекта оценивается в 21,?%

«Эффект низких р/b»

Величина эффекта оценивается в 71,2%

Краткосрочная переоценка после IPO

Величина эффекта оценивается в 2,72%

Долгосрочное отставание вновь размещенных акций от рынка

Величина эффекта оценивается в 20,42% (1 год)  и  26,8% ( 3 года)

 По мере развития российского фондового рынка[16], ключевые факторы, влияющие на  ценообразование на нем,  будут становиться более устойчивыми и прозрачными. Это позволит с большей степени достоверности исключать их при моделировании процесса ценообразования.  В результате исследования аномалий будут обладать лучшей достоверностью, таким образом, можно с большей вероятностью делать утверждения об наличии и величине.

 С другой стороны по мере развития  российского фондового рынка,  будет возрастать его эффективность. Поскольку степень эффективности рынка  обратно пропорциональна  степени влияния аномалий на цену акций, при росте эффективности влияние аномалий будет  снижаться. Таким образом,  прогнозируется увеличение достоверности исследования и снижение силы проявления аномалий. Аномалии которые будут сохранять устойчивость  по мере развития рынка, можно будет с большей  уверенностью рекомендовать  для использования в торговых стратегиях России.

 Прогнозные ожидаемые сценарии развития прогноза на металл в странах  ЕС

 (по оценкам экспертов ООН и Федерального законодательного собрания России (верхняя палата 2008год) Пред этим металл и спрос на металл

В рамках сценария ООН «Координация международной политики»  темпы роста ВВП составляет в 2011-2015 годах 4,4-5%.  Сценарий основан до достижении эффективной координации макроэкономической политики стран в области управления глобальным дисбалансом [17],  сближения темпов роста экономик  развитых и развивающихся стран,  обеспечения экологической устойчивости.  Исходные допущения -  увеличение  государственных инвестиций,  стимулирующих вложения в инфраструктуру  и производство энергии с низким уровнем выброса СО2,  финансовые вложения в развивающиеся страны в целях участия в производстве возобновляемой энергии в развивающиеся страны в целях участия в производстве возобновляемой энергии, экономная диверсификация и адаптация   к изменению климата,  обеспечение полного рыночного доступа , развивающихся стран для их экспортных товаров. 

В таблице 3 представлен прогноз, основанный на прогноз-оценках и прогноз-сценариях  на мировых финансовых рынках на базовые металлы.

Таблица 3.

 Цены на металлы

Наименование источника

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016-2019

2020

1 МВФ, OUTLOOK Database

Индексы цен

Базисный год

2005год

Алюминий

(Prince index 99,5%, minimum purity, LME spot price, CIF UK porct)

100,496

113,127

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Медь

(Prince index grade A cathode, , LME spot price, CIF European  ports)

195,839

203,999

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Железная руда

Prince index- 67,55% iron content, fine, contract to Europe, FOB,  Ponta da Madeira

200,385

215,385

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Олово

(Prince index Standard prage, LME spot price)

230,189

243,749

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Никель

(Prince index melting  grade , LME spot price, CIF European ports)

142,145

135?138

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Цинк

(Prince index higt  grade 98% pure)

166,601

188,081

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Свинец

(99,97% pure

Prince index LME spot  price, CIF European  Ports)

230,919

246,313

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Уран

(Prince index u3o8

restricted  price, Nuexco exchange spot)

157,532

168,273

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

 Золото

 (троиц. унц.)

1175

1000

950

н/д

н/д

850

н/д

920

Ниже в таблице 4 приводится интегративная оценка перспектив применения сплавов с принципиально новыми технологическими свойствами, с принципиально новыми техническими свойствами в отраслях экономики РФ и стран СНГ, основанные на разработках НИИ «Стали и сплавов» и НИИ им. Менделеева[18].  Среди областей и отраслей, способных заложить основы для инновационного развития, можно выделить такие как авиа-космическая, газовая, атомная отрасль промышленности, биотехнологическая, информационные и телекоммуникационые услуги. Среди технологических программ, по которым Россия и ее регионы могли бы занять в перспективе передовые позиции следует выделить: технологии новых материалов, оптоэлектронные и ядерные технологии перспективных двигательных установок,  технологии энергетики и энергосбережения, технологии спецхимии и энергонасыщеннных материалов, биотехнологии, технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания и др.

Таблица 4.

Рекомендуемые составы сплавов в России  и СНГ

Марка стали

Заменитель

Сталь инструментальная углеродистая (ГОСТ 1435-99)

У7, У7Ф

У8

Инструмент, который работает в условиях, не вызывающих разогрева рабочей  кромки: зубила, долота, бородки, молотки, лезвия ножниц для резки металла, топоры, колуны, стаместки, плоскогубцы комбинированные, кувалды

У8,У8А

У7Ф, У7, У10А, У10

Инструмент, который работает в условиях, не вызывающих разогрева рабочей кромки: фрезы, зенковки, долота, пилы продольные и дисковые, топоры, колуны, стаместки, плоскогубцы комбинированные, кернеры, отвертки

У9, У(А

У7Ф, У7, У10А, У10

Инструмент который работает в условиях, нет вызывающих  разогрева рабочей кромки:  для обработки дерева, слесарно-монтажный, калибры постоянной формы и пониженных классов точности

У10,У10А

У11,У12, У12А

Инструмент который работает  в условиях, не вызывающих разогрева рабочей кромки: метчики ручные, рашпили, надфили, пилы для обработки древесины, матрицы для холодной

У12,У12Ф

У10А, У11А, У10, У11

Инструмент, который работает в условиях, не вызывающих разогрева рабочей кромки: метчики ручные, метчики машинные мелкоразмерные, плашки для круппов, развертки мелкорезальные  мелкоразмерные, надфили

Стали низколегированные тонколистовые и широкополосные универсальные (ГОСМТ 19282-73)

09Г2

Для деталей сварных конструкций, изготовляемых из листов. Обрабатывается резанием удовлетворительно

09Г2С

Для паровых котлов, аппаратов  емкостей, работающих под давлением при температуре от +70  до+ 445 град.С; для ответственных листовых сварных конструкций в химическом и нефтяном машиностроении, судостроении. Хорошо свариваются. Обрабатывается резанием удовлетворительно

10ХСНД

Для сварных конструкций химического машиностроения, фасонных профилей в судостроении, вагоностроения

15ХСНД

Для деталей вагонов, строительных свай, сложных профилей в судостроении. Обладает повышенной коррозионной стойкостью

Стали конструкционные легированнные

09Г2

10Г2, 9Г2С, 09Г2Д, 09Г2Т

Стойки ферм, верхние обвязки вагонов, хребтовые балки, двутавры и другие детали вагоностроения, детали элеваторов, детали экскаваторов, элементы сварных металлоконструкций и другие детали, работающие при температуре от -40 градС до + 450 градС

14Г2

15ХСНД

Для крупных листовых конструкций, работающих до температуры -70 град С

12ГС

12Г2А, 14Г2А, 15ГС

Детали изготовляемые путем вытяжки, ковки, штамповки

Свинцово-сурьмянистые сплавы

PbSb0.2SnCu

Для производства кабельной оболочки, облицовки  химических сооружений и  производства профилей

PbSb0.9

Для производства кабельной оболочки, облицовки химических сооружений и производства профилей

PbSb0.9Cu

Для производства кабельной оболочки, облицовки химических сооружений и производства профилей

PbSb2.5AsSe

 Доля производства аккумуляторов

PbSb4

 Для производства аккумуляторов, труб, арматуры. Дроби, вентилей и облицовки химических сооружений

PbSb5

Для производства аккумуляторов и противорадиационных кирпичей

PbSb5.5

Для производства аккумуляторов, коррозионно-стойкой аппаратуры и в химической промышленности

PbSb6.5

Для производства аккумуляторов , , коррозионно-стойкой аппаратуры и в химической промышленности

CCE2

Для производства труб, дроби, типографских и других сплавов и облицовки химических сооружений

ССУ

Для производства кабельной оболочки , облицовки химических сооружений и производства профилей

ССу10

Для производства коррозионно-стойкой аппаратуры, фасонного литья и сплавов

ССу3

Для производства аккумуляторов, коррозионно-стойкой аппаратуры и в химической промышленности

ССу8

Для производства аккумуляторов , , коррозионно-стойкой аппаратуры и в химической промышленности

Медь

АМФ

Для изготовления горячекатаных и холоднокатаных анодов, применяемых для гальванических покрытий изделий и при гальваноплатике и гальваностегии сплавов из них

АМФу

Для горячекатаных  и холоднокатаных анодов , применяемых для  гальванических покрытий изделий

М0

Для проводников тока и сплавов высокой частоты

М00

Для проводников тока и сплавов высокой частоты

М00К

Как исходное сырье для производства литых и деформированных полуфабрикатов из меди и медных сплавов

М00Б

Для изготовления проводников тока и сплавов высокой частоты, приборов электровакуумной промышленности

М0б

Для проводников тока и сплавов высокой частоты

М1

Как исходное сырье для производства литых и деформированных полуфабрикатов из меди и медных сплавов

М0к

Как исходное сырье для производства литых  деформированных полуфабрикатов из меди и медных сплавов

М1а

Для производства тока, проката и высокочастотных бронз, не содержащих олова; для изготовления изделий криогенной техники

М1б

Для изготовления проводников тока, и сплавов высокочастотной, приборов электроаккамуляторной промышленности и электроваккумной промышленности

 Миасская дача была арендована  «Российским золотопромышленнным обществом» и Госсхраноское золото в Муром (Злато-Муром), которое занималось геологоразведочными работами  и эксплуатацией месторождений новонайденного металла. Оно построило две бегунные фабрики с двумя чашами в каждой. По разным причинам, впоследствии золотодобыча продолжалась только старателями  в Тамбове, а остальные переключились на сельское хозяйство. Подводя итоги, следует отметить, что Миасское золопромышленное товарищество 444% золота добывало хозяйственным способом, 56% старательским. Рудного золота было всего 7% от общего количества.

Все перечисленные инвестиционные мероприятия способствовали открытию новых месторождений золота: в 1928го-1930 годах открыт Колымский золотоносный район, в 1933 г.- Джугджурский и Индигирский, в 1950-160-х годах – Зодское и Меградзорское месторождения (в Армении), Чадакское, Кызыл- Алмасайское, Марджанбулакскское , Мурунтаусское месторождение (в Узбекистане).

Из шести регионов РФ, на которые приходится 80% объемов производства отрасли  золотопромышленность, пять имеют снижение объемов добычи и только Магаданская область увеличила добычу на 16%. Особенно заметны успехи «Омолонской золоторудной компании» в Магаданской области и ЗАО «Артель старателей «Полюс» в Красноярском крае, Артель «Полярная», Артель «Мерзлая» в районе Севера и Беренгова моря, объем производства которых составляют 15,6% и 11,6% от общей добычи золота в РФ.

Зависимость экономики предложения от внешнего финансирования на счетах капитала предприятий и фирм в России

 Закрепленность рубля при высокой доле финансовых активов в внутри России  и открытом счета капитала создают огромны интерес к счету «carry trade», к заполнению российского финансового рынка, все новыми и новыми горячими , спекулятивными деньгами[19].

В посткризисный  период  неизбежно полностью возобновляется  докризисные тенденции  (опережающий рост иностранных инвестиций по отношению к динамике российского экспорта, динамике Российского ВВП), денежной массы, внутреннего кредита)[20]. Прогнозные параметры содержатся в таблице 5.

Таблица 5.

Прогноз зависимости экономики от внешнего финансирования[21]

Показатель

2000

2007

2008

2009

2015

(Портфельные инвестиции в Россию + Внешние займы  и ссуды банкам по прочим операциям и секторам)/ВВП,%

32,5

95,0

41,?

75,1

70-100

(Портфельные инвестиции в Россию  + Внешние займы  и ссуды банкам по прочим операциям и секторам)/Денежная масса, %

93,3

115,8

83,4

83,8

80-120

(Портфельные инвестиции в Россию + Внешние займы  и ссуды банкам по прочим операциям и секторам)/Требования кредитных организаций к нефинансовым частным организациям и населению, %

167,9

135,2

82,1

94,2

90-130

Россия остается и в будущем одним из мировых лидеров по показателям волантарности и волантильности как прямых, так и портфельных иностранных  инвестиций, ( в 2-3 раза превосходящих волантирность квалифицированного большинства развивающихся и , соответственно, индустриальных стран.

Потоки иностранных инвестиций в акции представлены в таблице 4, в форме планово-ориентировочного прогноза, основанного на расчетных цифрах бюджетного планирования России[22]. Основные характеристика этого сценария, были закреплены в плане-прогнозе бюджета развития РФ в 2007-2008 годах, с повторным закреплением этих позиций и цифр бюджета РФ в 2010 и 2015 года. Формирование вложений в российские акции  на внутреннем рынке , и связанные с этим потоки «горячих денег» в форме портфельных инвестиций из Западной группы стран , в том числе ЕС, представлены подробно ниже[23].

Таблица 6.

Динамика взаимодействия российского финансового рынка с потоками «Горячих денег» нерезидентов (вложенных в акции)

Показатель

2000

2007

2008

2015

Иностранные портфельные инвестиции в Россию, млрд . долл США

32,1

367,5

112,6

216,4

Из них в акции

ВВП, денежная масса

ВВП в Россию в текущих ценах, млрд. долл США

259,7

1294,1

1660,0

12229,2

Денежная масса в долларовом эквиваленте, на конец года, млрд. долл  США

55,4

596,3

571,0

645,4

Аналитические показатели

Доля вложений в акции иностранных портфельных инвестиций в Россию, %

34,6

83,6

73,8

79,3

ВВП в Россию в текущих долларовых ценах, % (2000= 100%)

100

498,3

639,2

473,3

Иностранные портфельные инвестиции в российские акции в  Россию, % (2000 = 100%

100

1144,9

350,8

674,1

Иностранные портфельные инвестиции в Россию/ВВП,%

12,8

28,4

6,8

7,6

Иностранные портфельные инвестиции в Россию/ Денежная масса, %

57,9

61,6

19,7

33,5

Иностранные портфельные инвестиции в российские акции/ВВП,%

4,3

23,7

5,0

14,0

Иностранные портфельные инвестиции в российские акции/ Денежная масса, %

20,0

51,5

14,6

26,6

Примечание: Данные на конец 2013года. Источник IMF  International Financial Statistics , Бюллетень банковской статистики Банка России, Международная инвестиционная позиция РФ; IMF World Bank  Economic Outlook , November, 2008.

Денежная масса = по методологии   МВФ (Деньги + Квази деньги  - до 09.2007г., широкая денежная масса  - после 09.2007г.). Инвестиции + накопленный объем , на конец года, в соответствии с данными о международной инвестиционной позиции России.

Как показывают данные таблицы 4, в 2000-2008г.г., постоянно   по мере разогрева финансовых рынков России и мировых финансовых рынков, росла доля акций – сам ого волантильного и рискового финансового инструмента  (кроме деривативов), - в структуре иностранных портфельных инвестиций.  Акции составили абсолютно преобладающую их часть  (от 34,6% о в 2000году до 83,6%т в 2008 году).  В последующий кризис период доля акций несколько снизилась  - до 73,8% в 2008году (переключение портфельных инвестиции         на долговые обязательства ) с тем, чтобы вновь увеличиться в 2009 году  пао мере возобновления позитивной динамики  на рынке акций (до 79,3% в 2009г.).

В 2000-2008 году акции следовали за иностранными портфельными инвестициями в их опережающем росте по сравнению с динамикой реальной экономики  и денежной массы. При увеличении ВВП  ( в текущих ценах , в долларовом эквиваленте), с 2000 до 2008 года в 12,9 раза, денежной массы – в 6,0 раз,  иностранные портфельные инвестиции выросли в  11,4 раза, а вложения нерезидентов в акции- в 27,7 раза (см. таблица 4).

Соответственно, с каждым годом росло финансовое значение  накопленного объема иностранных портфельных инвестиций  как источника денежных ресурсов  и встроенной составляющей экономики России.  Если индикатор «Иностранные портфельные инвестиции  в акции/ВВП»  составлял в 2000 году 4,3%, то в 2008 году – 23,7%.  Отношение иностранных портфельных инвестиций  в акции к их денежной массе в 2000 году было равно 20,0%, а в 2008 году составило  51,5%[24].

Экономический смысл этого соотношения заключается в том, что с учетом действующего в тот период механизма  эмиссии рублей против валютных поступлений,  и без учета встречных портфельных инвестиций  из России в акции (они незначительны),  накопленные «горячие деньги», накопленные в экономике России и поступившие в Россию  для вложения в акции, формировали в 2007 году более 50% денежной массы.

Однако в 2009 году началось быстрое  восстановление  предкризисной модели рынка. Указанные индикаторы возросли до 14,6%  и26,6% сооответственнно.

Литература:

1. Котилко В.В. Перспективы участия РФ в прикаспийском экономическом сотрудничестве. Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г., 332 c.

2. Котилко В.В. Риски, угрозы и кризисы на пространстве СНГ.Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г., 171 c.

3. Котилко В.В. Механизмы инновационного сотрудничества России и стран СНГ (проблемы модернизации), Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г., 263 c.

4. Котилко В.В., Орлова Д.В.  Эволюция российского предпринимательства,Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г., 369 c.

5. Котилко В.В. Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации). Монография. – М.: "Креативная экономика" 2012г. - 336 c.

6. Вашанов В.А., Котилко В.В., Кривилев В.А. и др. Приграничное сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках формирования ЕЭП. М.: СОПС, 2012, 232 с.


[1] Грязнова А.Г. Финансы, - М.: Финансы и статистика, 2011.

[2] Коллакова Г.М. Финансы, Денежное обращение и кредит, Учебник рекомендованный Минвузом – М.: Финансы и статистика, 2011.

[3] Пушкарева В.М. история финансовой мысли  и политики налогов. – М.: Финансы и статистика, 2011.

[4] Нестеров В.В. Финансовая система и экономика.- М.: Финансы и статистика,2011.

[5] Соловьев А.К. Финансовая система государства в России. – М.: Финансы и статистика, 2011.

[6] Пансков А.Г. Налоги и налогообложение в России. М.: Изд-во Юрайт, 2012.

[7]  Гришин А.Г. Финансовое право РФ. Учебник для ВУЗов. – М.: Перспектива, 2010.

[8][8] Бережной В.И. Финансовая политика России. – М.: Перспектива, 2011.

[9]  Грицюк Т.В. Финансовая база территориальных бюджетов. М.: БИНО, № 26, 2009.

[10] Сомик  К.В. Связанные структуры финансовых событий и систем в финансах. – М.: Финансы и статистика. 2010.

[11] Нормативное регулирование государственного стратегического планирования. Постановление. Минрегион России, 2012г.

[12] Концепция государственного стратегического планирования России. Минэкономразвития РФ, 2015г.

[13]  Стратегия развития Российской Федерации до 2023 года. MInfin.ru

[14] Стратегия развития бюджета РФ до 2023 года. Minfin. ru

[15] Котилко В.В. Золото-платиновая промышленность в ХХ1 веке (проблемы и сценарии развития). Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г.176с.

Котилко В.В., Сергеев П.А. Глобализация как фактор национального развития «ЭКО» № 8, 2010г., стр. 185-188

[16] Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор. – М.: Перспектива, 2012.

[17] Валенцев Н.И. Формирлование инвестиционных и интеграционных объединений стран СНГ: финансовый, валютный и банковский аспект.  М.: Проспект, 2012.

[18] Котилко В.В. "Глобальная финансизация общества в условиях инновационного развития"«Финансы и кредит» №22(358), 2009г.,с.91

[19] Грязнова А.Г. Реструктурирование кредитных организаций в России зарубежных странах, Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012.

[20] Фельдман А.Б. Производные финансовые и товарные инструменты. –М.: Перспектива, 2012.

[21] Российский экономический журнал. Черников А.В. Как увеличить наш импорт при вхождении в ВТО. 2012г., № 7.

[22] Котилко В.В.,Журавлева Н.В., Зыкунов Д.С.. Влияние рисков на методы моделирования экономическими процессами В сб."Актуальные вопросы управления социально-экономическими системами в условиях модернизации".Междунар. научно-практич. конфер.Саратов, 14 сентября 2011 г., с.101-114 .

[23] Красавкина Л.Н. Деятельность банков на финансовом рынке: российская практика и мировой опыт Научный альманах. – М.: Юрайт, 2012. 

[24] Красавина Л.П. Финансовые и кредитные проблемы инвестиционной политики. Научный альманах.- М.: Финансы и статистика, 2012.