Каталог статей

Хмыз О.В.

Модернизация и инновации для международного финансового центра в Москве

Во-первых, в других (преимущественно, экономически высокоразвитых) государствах МФЦ существуют уже некоторое время, а в РФ МФЦ создается практически заново, что в современных условиях, в принципе, представляется довольно сложной задачей, которая на практике является еще сложнее, поскольку сам финансовый рынок России молодой, не вполне устоявшийся. Есть и другие сдерживающие факторы, например, недостаточно развитая инфраструктура, малое количество российских ценных бумаг, подходящих для международных инвестиций, и пр.

Во-вторых, инновационным является и сам современный подход государства к проблеме создания МФЦ в Москве – сегодня (в соответствии с нормативными документами) МФЦ рассматривается не как офисное здание, а как специфическая инновационная структура в глобальной экономике, цель работы которой – привлечение крупных средств и эффективное их распределение. Хотя здание МФЦ построено, функционирует, в нем работают инвесторы, т.е. все еще пока что акцент делается именно на физическом присутствии иностранных инвесторов в здании Москва-Сити.

В-третьих, необходимо отличаться от других МФЦ, чтобы инвесторы не уходили с нашего рынка, а, наоборот, иностранные – приходили и эффективно работали, а российские – размещались у нас.

Однако все вышеуказанные аспекты неоднозначны, а последний из них неоднозначен в большей степени, чем другие. Во-первых, чрезмерное присутствие иностранных инвесторов может привести в лучшем случае к перетоку ликвидности на другие рынки, в худшем – в случае кризисных явлений, быстро покинув российский рынок – тем самым к его обрушению, как это было с сегментом ГКО в 1998 г. Во-вторых, основное конкурентное преимущество иностранных МФЦ – льготное налогообложение, практически все они являются оффшорами, поэтому конкурировать с ними с помощью повышения льготности невозможно, хотя послабления принимаются.

Следовательно, акцент должен быть поставлен на другом – на инструментах или технологии. Последнее нам представляется более целесообразным, поскольку новые инструменты могут превратиться в опасность, как сравнительно недавно произошло с кредитными дефолтными свопами, а разработанные соответствующим образом стратегии могут помочь минимизировать риски. Важно, чтобы финансовые инновации не приводили к образованию «пузырей». Что касается технологий, то те же иностранные инвесторы могут работать через компьютерные системы из других мест земного шара, но технически трансакции должны проходить через МФЦ в Москве.

Однако и этому есть препятствия.

Во-первых, недостаточно развитый внутренний финансовый рынок, чтобы МФЦ в Москве стал привлекательным и смог конкурировать с другими МФЦ, а инвесторы и эмитенты могли с комфортом использовать предлагаемые на нем финансовые услуги. Во-вторых, наличие недоработок в нормативных актах, которые также можно рассматривать как препятствие. В-третьих, оставляет желать лучшего и сама городская инфраструктура..

В принципе, тематика МФЦ исключительно широка, однако ряд ключевых вопросов несомненно должен быть решен. И это не достаточные, а необходимые условия для нормального функционирования Москвы в качестве МФЦ. В свою очередь, развитый МФЦ необходим для модернизации всей российской экономики, повышения ее инновационности, а, следовательно, и международной конкурентоспособности.

«Мы … обязательно продолжим работу по формированию в Москве международного финансового центра. Здесь мы никаких иллюзий не строим – мы исходим из реалий. Но вместе с тем отмечу, что финансовая система России в последнее время быстро развивается, несмотря на проблемы, которые сейчас испытывают многие крупнейшие – и американские, и европейские – финансовые учреждения», - подчеркнул в своем докладе на пленарном заседании официального открытия 16-го Петербургского международного экономического форума, проходящего под девизом «Эффективное лидерство», президент РФ В.Путин.

Литература

1. Постановление Правительства Москвы № 445-ПП «О Концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» от 19.05.2009 г.

2. Распоряжение Правительства РФ № 911-р «План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации» от 11.07.2009 г.

3. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru

4. Материалы СПЭФ. Источник: URL: [сылка более недоступна}

5. Хмыз О.В. Инновационный подход к созданию в Москве международного финансового центра / О.В. Хмыз // Финансы. - 2012. - № 7. – С. 21-25.