Каталог статей

Сорокина А.И.

Сущность и особенности обязательных социальных платежей

            Важнейшим источником средств с момента зарождения системы обязательного социального страхования выступают социальные платежи. Дискуссионным вопросом в законодательстве после введения в 1999 г. части  первой Налогового кодекса РФ (НК РФ)  был правовой статус платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. Проблема заключалась в том, что существовавшие  независимо  друг от друга налоговая система  и  система  платежей в  государственные внебюджетные фонды  приводили  к неэффективному расходованию  государственных  средств, дублированию функций разных органов и дополнительным сложностям в выполнении требований налогового законодательства. Такие  проблемы являлись следствием того, что внебюджетные фонды  не могли осуществлять такого полного контроля за отчислениями налогоплательщиков, какой проводили государственные налоговые инспекции. Это объясняется тем, что информационная база внебюджетных фондов была на стадии формирования, в результате количество организаций, стоявших на учете  в налоговых органах, превышало количество организаций, состоявших на учете в государственных внебюджетных фондах.

            Для налогоплательщиков трудности соблюдения налогового законодательства и законодательства, связанного с социальным страхованием  и уплатой  платежей  в  государственные  внебюджетные  фонды, усугублялись  несовпадением  правил определения налоговой базы по налогу на доходы и социальным взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности. Не совпадали также порядок и сроки уплаты этих налогов. С 1 января 2001 г. был введен в налоговое законодательство     единый социальный налог (ЕСН). Целью введения единого социального налога явилась мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь через механизм функционирования государственных внебюджетных фондов.

Единый социальный налог относился к федеральным налогам, «единым» он был назван условно, так как его исчисление и уплата производились раздельно по каждой доле, предназначенной для формирования Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

         Как было отмечено ранее, первоначально социальные зачисления во внебюджетные фонды в Российской Федерации носили характер страховых взносов, которые впоследствии были заменены налогом, т.е. данному виду платежей был придан налоговый характер. Специфическая структура единого социального налога, включавшая  в себя отчисления в три внебюджетных фонда, обусловила наличие в первоначальном названии налога слова «взнос».

         В результате реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации  в состав ЕСН были введены платежи на обязательное пенсионное страхование. В это же время из названия налога было исключено слово «взнос», подразумевавшее наличие определенного возмещения за его уплату (прежде всего, связано с той частью ЕСН, которая зачислялась в ПФР), так как современное налоговое законодательство определило два вида налогового платежа – налоги и сборы.

            Таким образом, в рамках системы обязательных социальных платежей различали единый социальный налог, социальные взносы на обязательное пенсионное страхование в составе единого социального налога и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Единый социальный налог до 01 января 2010 года являлся основным обязательным социальным платежом.

            Для подтверждения концептуальных противоречий, которые проявлялись в содержании ЕСН, обратимся к толкованию понятий, лежащих в основе его сущности.

         Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (и) или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ) [1].

         Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ) [1].

         Платеж – это внесение платы за что-либо, взнос. Взнос – сумма денег, внесенная в уплату, платеж;  взнос страховой – индивидуально возмездный, обязательный платеж на цели страхования, уплачиваемый физическими и юридическими лицами [2].

Таким образом, основными признаками налога являются обязательность, безвозмездность, обезличенный характер. Характерными чертами взносов являются обязательность, возмездность, целевая направленность. Отличительным признаком сбора от взносов в данном случае является страховой характер взносов, так как их уплата обеспечивает выплату при наступлении страхового случая. Сбор в соответствии с  законодательством Российской Федерации отнесен к налоговым платежам.

         Единый социальный налог не соответствовал определению, которое закреплено в ст. 8 НК РФ. Перечисляя основные признаки всех налогов, оно не позволяет полностью раскрыть особенности единого социального налога, к которым М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова относят следующие. Во-первых, он определялся на базе страховых взносов и сохранял их сущность; во-вторых, имел строго целевое назначение, указанное в законе; в-третьих, за этот платеж застрахованным лицам предоставлялись конкретные права, и, наконец, он поступал не в федеральный бюджет, а, минуя его, передавался государственным внебюджетным социальным фондам, как страховщикам. Основываясь на этих признаках, авторы делают вывод: единый социальный налог был призван заменять страховые взносы лишь по названию, но не по сущности [3]. Мы разделяем точку зрения данных авторов, отмечая, что ЕСН определялся в налоговом законодательстве прежде всего с налоговых, а не со страховых позиций, так как первостепенной является задача по обеспечению полноты собираемости налога, а не обеспечение приемлемого уровня социальных выплат гражданам из социальных фондов.

         Взносы в отличие от налога имеют целевое предназначение, что уже на стадии из взимания детерминирует строгую ориентацию направлений и объемов дальнейшего движения аккумулируемых средств, их расходования. В результате этого в системе обязательного  страхования страхователи заинтересовываются в формировании финансовой базы, достаточной для выплаты пособий, сопоставимых с заработной платой. Если взносы имеют четко обозначенную функциональную целевую ориентацию на социальные нужды, а потому и зависят от характеристик заработной платы отдельного застрахованного, то налогам присущ обезличенный  характер, их размер не должен быть увязан с размером конкретных выплат за счет их поступлений, они безвозмездны. В плане очередности выплат страховые отчисления первичны, налоги – вторичны. Взносы выплачивают работодатели (работники), налоги собираются в физических и юридических лиц.

         Тем самым объясняется цель многих ученых и экономистов с момента введения единого социального налога вернуть не налоговый, а страховой статус платежам в государственные внебюджетные фонды. С 01 января 2010 года вступили в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федеральный закон №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Данные нормативные акты позволили начать полноценную реализацию принципов социального страхования в Российской Федерации. В соответствии с законом №212-ФЗ существовавший с 2001 года единый социальный налог был отменен, и вместо него были вновь введены страховые взносы. 

         Отметим, что социальные платежи, независимо от того, какой характер они носят (налоги или взносы), являются обязательными, следовательно, подлежат регулированию и контролю со стороны уполномоченных государственных органов. Кроме того, в основе как социальных взносов, так и ранее существовавшего единого социального налога лежит фискальная функция, выражающаяся в формировании финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете или внебюджетных фондах, и социальная функция, заключающаяся в поддержке членов общества в случае изменения социального положения, выхода на пенсию, ухудшения состояния здоровья и др.

         Обобщая вышесказанное можно определить следующие основные особенности обязательных социальных платежей:

- социальные платежи за период существования имели двойственную природу, так как включали в себя как налоговые платежи (ЕСН), так и неналоговые – платежи на обязательное пенсионное страхование, взносы за обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- социальные платежи имеют строго целевое назначение, являются основным источником формирования государственных социальных внебюджетных фондов;

- социальные платежи носят условно-возмездный характер, выступая гарантом осуществления социальных выплат гражданам, то есть возвращаются застрахованным лицам в виде социальных пособий, медицинских услуг и пенсий (при наступлении страхового случая);

 - социальные платежи являются обязательными платежами, следовательно, подлежат регулированию и контролю со стороны уполномоченных государственных органов.

Таким образом, исследовав сущность и специфику обязательных социальных платежей, можно дать им следующее определение. Обязательные социальные платежи  – это денежные средства, уплачиваемые в обязательном порядке юридическими и физическими лицами в пользу социальных государственных внебюджетных фондов в целях финансирования программ государственного социального страхования.

Литература:

1.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. ФЗ РФ №146-ФЗ от 31.07.1998//СЗ РФ.1998.№31.Ст.3824

2. Современный толковый словарь русского языка//режим доступа www.dic.academic.ru/contekts.ncf/efremova

3. Комментарий к Налоговому кодексу РФ / Под ред. Р.Ф. Захаровой, С.В. Земляченко. М.: Проспект, 2001.  - С. 635