Каталог статей

Горлова О.С.

Меры по совершенствованию технологии исполнения бюджета по доходам

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимых для выполнения возложенных на них полномочий, осуществляется посредством мобилизации доходов бюджета, которая осуществляется в ходе исполнения бюджета по доходам. Это свидетельствует о необходимости совершенствования технологии исполнения бюджета по доходам в целях обеспечения прозрачности, полноты и своевременности поступления доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Участниками исполнения бюджетов по доходам в Российской Федерации являются главные администраторы и администраторы доходов бюджета, финансовые органы, органы Федерального казначейства, подразделения Банка России, в отдельных случаях уполномоченные коммерческие банки. Взаимодействие указанных участников исполнения бюджета по доходам осуществляется в процессе поступления доходов в соответствующий бюджет, уточнения невыясненных поступлений, зачета и возврата излишне уплаченных или взысканных платежей. Соответственно от качества технологии взаимодействия главных администраторов и администраторов доходов бюджета, финансовых органов, органов Федерального казначейства, подразделений Банка России и уполномоченных коммерческих банков в рамках отмеченных процедур исполнения бюджета по доходам зависит своевременное получение информации о доходах, зачисленных в соответствующий бюджет, оперативное осуществление процедур уточнения невыясненных поступлений, а также возврата и зачета излишне уплаченных или взысканных сумм.

Важное значение для эффективной реализации процедур исполнения бюджета по доходам имеет четкое определение в нормативных правовых актах полномочий участников данного процесса. Однако следует отметить, что между отдельными нормативными правовыми актами имеются несоответствия в части регламентации положений, касающихся полномочий участников процесса исполнения бюджета по доходам. Так, полномочия Федерального казначейства установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе». Причем норма пункта 5.9 данного Постановления не соответствует положению статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части перечня доходов, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Пункт 5.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» гласит, что Федеральное казначейство «осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации», но согласно ст. 40, 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации помимо доходов от федеральных налогов и сборов Федеральное казначейство осуществляет распределение доходов от региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, а также других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целях четкого определения в нормативных правовых актах полномочий участников процесса исполнения бюджета по доходам следует привести в соответствие с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации положения Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», которые сужают перечень доходов, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации только до доходов от уплаты федеральных налогов и сборов. В этой связи предлагается пункт 5.9 указанного Постановления изложить в следующей редакции: Федеральное казначейство «осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей и других поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Разработка и обоснование мер по совершенствованию технологии исполнения бюджета по доходам со стороны исполнительных органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления может осуществляться на основе проводимого ими мониторинга поступления доходов, а также качества исполнения бюджетов по доходам. В связи с этим представляется целесообразным осуществить нормативную правовую регламентацию полномочий по осуществлению такого мониторинга соответствующими органами.

Для развития системы мониторинга исполнения бюджета по доходам, направленной на совершенствование технологии исполнения бюджета по доходам, следует зафиксировать в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 160.1 «Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета», ст. 165 «Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации», ст. 166.1 «Бюджетные полномочия Федерального казначейства»), Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, полномочия указанных органов по ведению в установленном порядке мониторинга поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет, а также мониторинга качества исполнения бюджетов по доходам.

Одной из проблем при исполнении бюджетов по доходам является наличие достаточного объема невыясненных поступлений. Нужно отметить, что сокращению количества невыясненных поступлений будет способствовать доведение администраторами доходов бюджета до плательщиков полной структуры кода классификации доходов бюджетов с обязательным указанием помимо подразделений кода классификации доходов бюджетов, являющихся едиными для всех бюджетов (кода группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элемента доходов и кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов) и закрепленных Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных в настоящее время Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 № 180н, кода главного администратора доходов бюджета и кода подвида доходов бюджета, если варианты его детализации предусмотрены финансовым органом соответствующего уровня. Практика исполнения бюджета по доходам показала, что значительное количество невыясненных поступлений возникает при неверном указании плательщиками обязательных платежей именно кода подвида дохода. Однако доведение такой информации до плательщиков в настоящее время осуществляется не всеми администраторами доходов бюджета.

Для уменьшения объемов невыясненных поступлений в бюджет представляется целесообразным оформление нормативными актами (например, письмами) главных администраторов доходов бюджета, а также размещение на их сайтах информации о полной структуре кода классификации доходов бюджетов (с указанием кода подвида доходов) по аналогии с тем, как это осуществляется Федеральной налоговой службой. Так, в справочно-правовых системах размещена Информация Федеральной налоговой службы «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2012 году». При этом на сайте Федеральной налоговой службы в рубрике «Налоговая отчетность» (подрубрика «Коды классификации доходов бюджета на 2012 год») тоже представлена информация о полной структуре кода классификации доходов бюджетов, включая коды подвида доходов бюджета.

Меры по совершенствованию технологии исполнения бюджета по доходам должны быть направлены на улучшение качества заполнения расчетных документов физическими и юридическими лицами. От правильности заполнения расчетных документов также напрямую зависят суммы невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты, что соответственно влияет на объем работы администраторов доходов бюджетов, финансовых органов и органов Федерального казначейства по выяснению принадлежности указанных поступлений. При этом основными причинами отнесения поступлений к невыясненным являются нарушения плательщиками требований по оформлению расчетных документов, установленных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», а также недостаточно эффективная работа администраторов доходов бюджетов по доведению до плательщиков порядка заполнения полей расчетных документов. Учитывая, что ответственность за доведение данных реквизитов до плательщиков закреплена за администратором доходов бюджета, последними должна проводиться дополнительная разъяснительная работа с юридическими и физическими лицами по заполнению расчетных документов. В частности, администраторам доходов бюджетов следует разместить систему помощи по заполнению расчетных документов плательщиками на своих официальных сайтах, используя опыт Федеральной налоговой службы.

Так, на сайте Федеральной налоговой службы в рубрике «Налоговая отчетность» (подрубрика «Заполнение налогоплательщиками расчетных документов») размещена актуализированная информация о реквизитах для заполнения расчетных документов. В дополнение к этому на данном сайте размещена программа, с помощью которой налогоплательщики как юридические, так и физические лица путем выбора нужных реквизитов могут сформировать расчетный документ в электронном виде, что позволяет полностью исключить ошибки при его оформлении. Поэтому использование опыта Федеральной налоговой службы другими администраторами доходов бюджета позволит избежать ошибок при заполнении расчетных документов плательщиками и, следовательно, приведет к сокращению сумм невыясненных поступлений, требующих уточнения при исполнении бюджетов по доходам.

Основным документом, отражающим взаимодействие всех участников процесса исполнения бюджетов по доходам, выступает Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Анализ положений данного документа позволяет к его недостаткам отнести следующие:

- не указаны номера счетов, открываемых органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России, на которые происходит зачисление поступлений от налогов, сборов и иных обязательных платежей, что не позволяет четко проследить движение денежных средств по банковским счетам при зачислении поступлений и их распределении между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- в приложениях к приказу не представлены формы некоторых документов, являющихся основанием для учета и распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (в частности, заявки на возврат, запроса на выяснение принадлежности платежа, уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа);

- недостаточно подробно и последовательно описаны процедуры исправления ошибочного зачисления доходов в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществления межрегионального зачета, а также возврата поступлений в иностранной валюте.

Поэтому представляется необходимым внести изменения и дополнения в указанный Приказ, направленные на устранение отмеченных недостатков:

- включить номера банковских счетов, на которые зачисляются налоги, сборы и иные обязательные платежи (счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и счет 40105 «Средства федерального бюджета» (при поступлении платежей тему в иностранной валюте)), а также номера банковских счетов, на которые перечисляются поступления со счета 40101 (40105 «Средства федерального бюджета», 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», 40204 «Средства местных бюджетов»);

- привести все формы документов, передаваемых и получаемых участниками процесса исполнения бюджета по доходам при организации информационного обмена между ними, либо сделать гиперссылку в тексте данного Приказа в справочно-правовых системах на положения Приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов», в котором содержатся такие формы документов, как заявка на возврат, запрос на выяснение принадлежности платежа, уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа;

- для четкой регламентации процедур исполнения бюджета по доходам и, соответственно, повышения оперативности и качества их осуществления участниками данного процесса следует более детально прописать порядок исправления ошибочного зачисления поступлений в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (40101), осуществления межрегионального зачета, а также возврата поступлений в иностранной валюте, в том числе в части организации информационного обмена между органами Федерального казначейства, финансовыми органами и администраторами доходов бюджетов в процессе осуществления указанных процедур.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2.        Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе».

3.        Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

4.        Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

5.        Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

6.        www.nalog.ru — официальный сайт Федеральной налоговой службы.