Каталог статей |
Чеснокова Н.В. Управление бюджетно-налоговой политикой в регионеДовольно продолжительное время экономисты рассматривали бюджетно-налоговую политику лишь как средство, за счет которого государство определяет, в каком соотношение будут распределены объемы производства страны между потребителями и как именно разделить платежи за коллективные блага внутри страны. И лишь в процессе формирования макроэкономической кейнсианской теории ученые пришли к выводу, что бюджетно-налоговая политика государства положительно воздействует и влияет на динамику выпуска, занятости и цен.Одно из важнейших мест в жизнедеятельности любого государства занимает бюджет. Представляя собой финансовый план доходов и расходов государства, он в той или иной степени оказывает влияние на благосостояние каждого индивида. Процесс реализации финансово-бюджетного федерализма в России требует решения ряда проблем: 1) привести к полному соответствию полномочия по расходам всех уровней власти с закрепленными полномочиями по доходам; 2) решить на федеральном уровне власти следующие важные задачи: - четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти; - законодательно закрепить нормативы в совместных налогах; - создать эффективный метод сглаживания диспропорций в финансовом различии территориальных бюджетов; - создать эффективные межбюджетные отношения, основанные на принципах равенства получения помощи и льгот для всех территорий; - выровнять социальные различия территорий с помощью утвержденных расчетно-нормативных методов. На уровне субъектов Российской Федерации дотационных бюджетов необходимо определить резервы роста бюджетных доходов и объективную оценку возможности мобилизовать эти резервы в бюджет. Рост налоговых доходов возможен в следующих случаях: - изменение налогового законодательства в части закрепления отдельных налогов за субъектами Российской Федерации в полном объеме либо в виде фиксированного процента отчислений в региональный бюджет; - перевод в разряд закрепленных наиболее значимых доходов; - повышение поступлений налоговых доходов в бюджет в результате эффективного проведения на региональном уровне мер бюджетно-налогового администрирования. С помощью таких экономических форм как доходы и расходы, которые выражают процесс перераспределения стоимости общественного продукта, сосредоточенного в руках государства, происходит функционирование государственного бюджета. Доходы являются финансовой основой для государства, а расходы – удовлетворяют потребности граждан. Доходы бюджета отражают экономические отношения, которые возникают у государства с организациями, предприятиями и индивидами в процессе образования бюджетного фонда страны. Бюджетно-налоговая политика – это основной элемент государственного финансового регулирования. В настоящее время экономисты пришли к выводу, что бюджетно-налоговая политика существенным образом воздействует на любую экономическую систему. Бюджетно-налоговая политика – это объединение финансовых мероприятий государства, направленных на управление экономикой с помощью изменений государственных доходов и расходов. Термин «бюджетно-налоговый» можно заменить синонимом «фискальный» (от лат. fiscus-государственная казна и fiscalis – относящийся к казне). Как любое экономическое явление, фискальная политика имеет ряд особенностей. К целям фискальной политики можно отнести: урегулирование изменений экономических целей, стабилизация темпов экономического роста, стремление к высокому уровню занятости и к умеренным темпам инфляции. Выделяют дискреционную и недискреционную фискальную политику. Дискреционная бюджетно-налоговая политика это осознанное манипулирование налогами и расходами, т.е. активная фискальная политика. Такая фискальная политика за счет общественных работ, изменения трансфертных платежей, манипулирования налоговыми ставками. По мнению П. Самуэльсона при недискреционной налоговой политики происходит автоматическое увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды экономического роста, и их уменьшение при нисходящей части экономического цикла. Это достигается в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. В свою очередь дискреционную политику подразделяют на стимулирующую и сдерживающую. Проведение стимулирующей фискальной политики характерно в период спада производства. В данном случае проведение эффективных мер осуществляется за счет снижения налоговых ставок и увеличения государственных расходов. Одним из главных инструментов бюджетно-налоговой политики является налоги. Повышение эффективности налоговой системы зависит от правильно разработанных методов налогового администрирования. Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач. Литература: 1. Самуэльсон П. Экономикс / Самуэльсон П., В. Нордхаус. - М.: "Вильямс", 2006. - 1360 с. |