Каталог статей

Ткачик Ф.П., Дмытрив В.И.

Современные налоговые аспекты регулирования инвестиционно-инновационной деятельности

Важнейшим направлением государственной экономической политики ряда стран на постсоветском пространстве является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. В целях стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности используется целый ряд инструментов, направленных на совершенствование государственного регулирования экономики. Внедрение фискальных методов государственного регулирования становится чрезвычайно актуальным для построения инвестиционно-инновационной модели экономического роста национальной экономики, особенно в условиях глобализации мировых финансово-экономичских процессов.

Следует отметить, что государство осуществляет регулирование инвестиционно-инновационной деятельности в большой степени прямыми и косвенными методами (табл. 1).

Косвенные методы регулирования инвестиционно-инновационной деятельности за рубежом направлены, с одной стороны – на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования [1].

Таблица 1

Методы налогового регулирования инвестиционно-инновационной активности

ПРЯМЫЕ

Ø предоставление кредитов на льготных условиях предприятиям и организациям, ведущим научные разработки;

Ø бесплатное передачи или предоставления на льготных условиях государственного имущества и земельных участков для организации инновационных предприятий;

Ø создание научной инфраструктуры в регионах;

Ø государственные заказы, преимущественно в форме контрактов на новшества, впоследствии широко используются в экономике страны;

Ø создание научно-технических зон со специальным режимом инновационно-инвестиционной деятельности.

КОСВЕННЫЕ

o налоговые льготы на инвестиции, осуществляемые в инновационной сфере;

o кредитная и финансовая политика;

o ценовое регулирование,

o развитие новых направлений науки;

o снижение налоговых ставок и др.

ДРУГИЕ

ü налоговые каникулы на протяжении нескольких лет на прибыль от реализации инновационных проектов;

ü использование налоговых зон с особым льготным налогообложением в рамках технопарков, научно-промышленных зон и т.п.

Среди инструментов косвенного государственного регулирования инвестиционно-инновационной деятельности в Украине наибольшее распространение должны вступить налоговые льготы, льготное кредитование инновационных проектов, налоговые каникулы и амортизационные отчисления.

В сфере амортизационного регулирования важно учесть опыт Российской Федерации. Налогоплательщикам предоставляется право включать в состав расходов отчетного или налогового периода  произведенные ими  затраты на капитальные вложения в  размере не более  10%  первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, а также частичной ликвидации основных средств [2].

Стимулировать развитие инвестиционной деятельности субъектов предпринимательской деятельности можно вследствие предоставления им налоговых каникул. Деятельность предприятия должна соответствовать нормам действующего законодательства, а также специально определенным в п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса Украины условиям и критериям (рис. 1). Тогда предприятие имеет право на период с 1 апреля 2011 по 1 января 2016 года сумму налога на прибыль использовать для улучшения условий своей деятельности [3] (привлечение дополнительных ресурсов, модернизация техники и технологий), иными словами – инвестировать в свое инновационное развитие.

Рис. 1. Условия и критерии получения налоговых каникул

Очевидно, что совершенство налоговой системы проявляется не только в методах регулирования, но и в стимулировании инвестиционно-инновационной деятельности физических и юридических лиц. Таким образом, следует использовать комплексный набор инновационных  приемов в сфере налогового регулирования инвестиционных потоков, которые направлены в первую очередь в социально значащие виды деятельности, а также другие виды предпринимательской деятельности, которые будут выступать катализатором экономического развития страны. Важно на государственном уровне закладывать фундаментальные векторы развития налоговой системы на стратегическую перспективу с учетом успешного проведения налоговых реформ в развитых странах [4].

Литература

1. Пономаренко Д.В. Сравнительный анализ налоговой политики Украины и Европейского Союза в сфере косвенного налогообложения / Д.В. Пономаренко // Вісник економічної науки України. – 2011. – №1. – С. 120-128.

2. Пансков В.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной активности / В.Г. Пансков // Финансы. – 2007. – №11. – С. 29.

3. Податковий кодекс України (від 4 грудня 2010 року №229-230). – К.: ДП «ІВЦ ДПА України», 2010. – 339 с.

4. Турбулентность налоговых реформ: монография / Под ред. Юрия С.И. Майбурова И.А., Крисоватого А.И., Кощук Т.В. – Киве, 2011. – 328 с.