Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данилова Т.В. Развитие инноваций в РоссииНаучно-технический прогресс был и остается движущей силой социально-экономического развития страны, его основной целью является поиск новых средств удовлетворения потребностей человечества с минимальными издержками затрат и ресурсов и при этом сохранение экосистемы. Необходим экономический рост на основе технических достижений, для этого необходимо иметь структуру определенного уровня сложности.Развитие техники в наши дни невозможно без взаимодействия сконцентрированных ресурсов, включая интеллектуальные и экономические стимулы, делающие изобретательскую, научную, инженерную деятельность, да и вообще творчество и образование выгодным делом, приносящим наибольшие дивиденды и благополучие. Создание стимулов представляет задачу институционального планирования и проектирования. Если названные виды человеческой деятельности становятся хобби, увлечением одиночек, то тогда отсутствует систематическая основа для развития науки и техники, не может быть и эффективных взаимосвязей между научными лабораториями, кафедрами и промышленным производством, предпринимателем. Экономический рост как таковой может быть организован и в таком случае. Источник роста является каким угодно, но только это не развитие техники, технологий. По крайней мере, взнос этих двух составляющих будет не определяющим. При таком росте может не наблюдаться и улучшение параметров качества жизни [1]. В последние годы реализуется ряд важных мер в рамках инновационной политики по стимулированию компаний и развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако при всех этих мерах сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего процесса в этой сфере. К ключевым проблемам в формировании и реализации государственной инновационной политики относятся: - недостаточное качество бизнес-среды, неконкурентоспособный климат, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции на рынках и получения государственной поддержки; - сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием; - недостаточность усилий региональных и муниципальных властей по улучшению условий для инновационной деятельности; - взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, которое пока не носит достаточно регулярного характера и не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных инновационно активных предприятий; - недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций, в частности ограниченная гибкость и неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов, а также на формирование и развитие научно-производственных партнерств; - издержки небольших компаний на получение прямой государственной поддержки при реализации инновационных проектов, вместе с тем ограниченные возможности федеральных органов исполнительной власти администрировать предоставление поддержки по множеству некрупных проектов; - отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления неэффективных инициатив и последующего прекращения их реализации [2]. Все это оказывает негативное влияние на развитие Российского высокотехнологического рынка развитие экономики в целом. Поэтому в мировом рейтинге конкурентоспособности стран, составленном Всемирным экономическим форумом на 2010-2011 гг., Россия занимает 63-е место (всего в списке 139 государств). В мировой практике для оценки позиций страны в мировой экономике все шире используется комплексный финансовый показатель — затраты в инвестициях на инновации. Он отражает способность страны к инвестиционно-инновационной деятельности, в основе оценки которой лежит множество финансово-экономических показателей (расходы на исследования и разработки, количество полученных патентов, развитость сферы образования в стране и т.д.). Одним из основных показателей в этом ряду является объем внутренних затрат на исследования и разработки, включая текущие и капитальные затраты. В таблице 1 видно, что по сравнению с зарубежными странами, Россия занимает не лидирующее место в списке государств, которые финансируют исследования и разработки [3]. Табл.1 Внутренние затраты на исследования и разработки в России и зарубежных странах
Но все же, многие специалисты считают, что у России есть все для того, чтобы создать высокотехнологичную и конкурентоспособную индустрию. Сухие цифры затрат на исследования, не дают реальной картины, по данным «Федеральной службы государственной статистики» (табл.2) разработки, например, в направлении производственных технологий, ведутся и достаточно успешно.
Табл. 2 Создание передовых производственных технологий по видам в 2011г.
Не стоит забывать, что при положительной динамики в данной отрасли, есть ряд проблем, которые необходимо решать и решать в ближайшее время. Для этого необходимо: улучшать бизнес-среды; проводить улучшения условий для инновационной деятельности; увеличивать государственную поддержку на ранних этапах при реализации инновационных проектов, так как они являются наиболее рисковыми; перенимать лучший опыт иностранных государств. Литература: 1. Сухарев О.С. Инновации в экономике и промышленности: Учеб.пособие/О.С. Сухарев, С.О. Сухарев – М.: Высш.шк., 2010-317с.:ил. 2. Инновационная Россия 2020 : стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. / М-во экон. развития Рос. Федерации [и др.] Москва : Издательский дом ВШЭ , 2012 - 153 с. 3. Инвестиции в инновации : проблемы и тенденции / Л. Э. Миндели и др. ; гл. ред. Л. Э. Миндели; Ин-т проблем развития науки Российской акад. наук Москва : ИПРАН РАН , 2011 - 223 с.ил. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||