Каталог статей | ||||||||
Мясоедова М. А., Волкова С. Н., Сивак Е. Е. Методика оценки потенциала организации в эффективности управления трудовыми ресурсамиГлавной характеристикой экономики нового типа, стала невозможность осуществления даже обычных видов деятельности без привлечения интеллектуальных ресурсов, информации и знаний. На рынке трудовых ресурсов в последние годы разгорелась настоящая борьба за лучших сотрудников — так называемый «интеллектуальный потенциал».Под интеллектуальным потенциалом организации понимается совокупность интеллектуальных способностей работников (знаний, умений, информации, ценностей, навыков и т. д.) и возможностей их раскрытия, развития и использования. Набор базовых показателей интеллектуального потенциала сотрудника организации представлен в таблице 1.
Таблица 1- Набор базовых показателей интеллектуального потенциала сотрудника
Таким образом интеллектуальный потенциал сотрудника можно рассматривать как его готовность к генерированию и решению инновационных задач. Из таблицы 1 видно, что интеллектуальный потенциал организации включает две составляющие (субпотенциалы): творческий потенциал; профессионально-квалификационный потенциал. Под творческим потенциалом будем понимать - совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач, созданию чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью и уникальностью, а также к созданию условий на предприятия для проявления этих творческих способностей, а под профессионально-квалификационным потенциалом - совокупность способностей, профессиональных навыков работников организации, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и создание условий на предприятии для совершенствования и развития навыков и умений персонала. Покажем на примере расчет интеллектуального потенциала организации, включающего в себя творческий и профессионально- квалификационный субпотенциалы. Обозначим: А-достижение высокой производительности труда; Н1- работник, обладающий творческим потенциалом; Н2- работник, обладающий профессионально-квалификационным потенциалом. Обладание потенциалами равномерно, т.е. Р(Н1)= Р(Н2)=1/2. А/Н1- достижение высокой производительности труда за счет творческого потенциала, А/Н2- достижение высокой производительности труда за счет профессионально-квалификационного потенциала. Рассмотрим пример, когда работник обладает и творческим потенциалом и профессионально-квалификационным, т.е. имеет интеллектуальные способности. Р(А/Н1)=1, Р(А/Н2)=1. Тогда Р(А) =1/2´1+1/2´1=1 (100%) достигается высокая производительность. Рассмотрим вариант, когда только несколько работников обладает тем или иным качеством, а именно: n – общее количество работников; m - число работников , обладающих творческим потенциалом; (n – m) - число работников, обладающих профессионально-квалификационным потенциалом; Р (А/Н1)= m/n, Р (А/Н2)= (n – m)/n. Тогда Р(А) =Р(Н1) ´ Р (А/Н1)+ Р(Н2) ´ Р (А/Н2)=1/2´ m/n+1/2´(1-m/n)=1/2 (50%) - производительность снижается. Отсюда можно сделать вывод: методика оценки потенциала организации может служить одним из инструментов стратегического управления, а в целом метод оценки позволяет включать интересующее число показателей (называемых гипотезами) для более гибкого рассмотрения эффективного управления трудовыми ресурсами с целью вскрытия резервов, повышающих производительность труда.
Список использованных источников 1.[сылка более недоступна} как технология инновационного управления персоналом в современных социально-экономических условиях [Текст]. 2. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии [Текст] : теоретич. и научно- практич.журн. / учредитель ФГБОУ ВПО «Курская сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова. – 2011, июнь –3 . –Изд-во Курская ГСХА, 2011– 3. – Двухмес. – ISSN 1997-0749.– 500 экз. Инновационные направления в управлении персоналом на предприятиях АПК /С. Н. Волкова, М. А. Мясоедова.- с.20-21.
| ||||||||