Каталог статей

Державина Т.Б.

Разработка технологии маркетингового исследования рынка розничных кредитов

Маркетинговое исследование является составной частью общего процесса научного познания. В маркетинговом исследовании сложилась собственная методология, т.е. совокупность способов, правил и методов изучения маркетинговых процессов и явлений. Методология маркетингового исследования представляет собой сложный сплав статистических, эконометрических, социометрических, квалиметрических, бихевиористических и, собственно, маркетинговых методов, а также методов информатики [1].

Маркетинговое исследование рынка розничных кредитов - это совокупность процедур и методов сбора, анализа и интерпретации конъюнктурной информации для принятия управленческих решений. В целях данного исследования под рынком розничных кредитов мы будем понимать предоставление кредитных услуг населению, включая ипотечные ссуды и автомобильные кредиты.

Технология маркетингового исследования рынка розничных кредитов предполагает прохождение определенных этапов. На рисунке 1 представлена методика формирования маркетингового исследования рынка розничных кредитов.

На первом этапе формулируется проблема и цель исследования. При этом цель исследования носит перспективный характер и заключается в выявлении возможностей Банка занять конкурентную позицию на рынке розничных

Рисунок 1 - Методика формирования маркетингового исследования рынка розничных кредитов

кредитов путем приспособления своей продукции к спросу и потребностям клиентов и потенциальных клиентов банка. Второй этап предполагает определение задач, на основе которых планируются основные мероприятия маркетингового исследования рынка розничных кредитов.

Следующий этап представляет собой сбор необходимой информации, анализ и систематизация которой станет основой принятия правильных управленческих решений руководством банка. Следует отметить, что сбор информации является самым трудным этапом, поскольку он определяет общую результативность исследования. На рисунке 1 данный этап подразумевает исследование двух видов информации: первичной и вторичной [2].

На следующем этапе происходим извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов и обоснование выводов для деятельности банка на рынке розничных кредитов. При этом маркетинговая информация может быть обработана двумя способами: с помощью методов статистики (методы относительных величин, средних величин, индексов, анализ временных изменений и колебаний, приемы системного анализа) и с помощью комплекса математических моделей для решения оптимизационных задач (модели покупательского поведения, возможного поведения конкурентов, системы ценообразования, системы коммуникаций, оптимизации ограниченной структуры).

Результаты маркетингового исследования рынка розничных кредитов могут использоваться для формирования текущего и будущего спроса на продукты данного рыночного сегмента, а также прогнозирования тенденций развития банковского ритейла конкретной финансово-кредитной организации в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

Литература:

1. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: — М.: Финпресс, 2003. — 496 с.;

2. Тулембаева А.Н. Банковский маркетинг.Завоевание рынка:Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. – Алматы: Триумф «Т»,2007. – 448 с.