Каталог статей |
Шпонько В.И., Логунов А.А. Логистическая концепция как основа конкурентоспособности компанииНаиболее важной задачей для руководителей предприятий сегодня является не просто получение самых лучших ресурсов и принятие правильных решений, а построение и обеспечение функционирования системы организации управления материальными, финансовыми и людскими потоками, направленной на достижение конкретной цели или на решение конкретной задачи повышения конкурентоспособности.Нельзя сказать, чтобы руководители не принимали необходимости повышения эффективности производства на своих предприятиях. Во многих компаниях Украины, действующих в условиях конкуренции на внутренних и внешних рынках, проводят разного рода программы по повышению производительности, эффективности хозяйственной деятельности. Ведь для многих предприятий вопрос поставлен ребром: или повысить производительность и снизить издержки производства, или потерпеть банкротство. Все чаще признается факт, что компании сами по себе не могут обеспечить все необходимые мощности для достижения успеха в условиях жесткой конкуренции, в которых находятся. Чтобы добиться результатов, компания должна уметь строить партнерские отношения, создавать объединения и совместные предприятия с поставщиками и клиентами, а также, возможно, с некоторыми конкурентами. Управлять бизнесом своих партнеров становиться нормой на Западе. А все потому, что там стремятся избежать проблем в своей компании. Дело, прежде всего в логистике. Как известно, это организация бизнес-процессов, призванная повысить эффективность управления материальными и информационными потоками. Для эффективного же управления материальными потоками необходима стабильная работа, как поставщиков, так и потребителей. А те зависят от своих партнеров. Вот и получается, что менеджеры вынуждены управлять бизнесом своих партнеров и бизнесом партнеров партнеров. Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов начинается с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от вредных привычек управлять отдельными подразделениями ради управления сквозным материальным потоком. Обычно если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Чтобы управлять издержками, мало понимания, что все они взаимосвязаны. Нужно точно знать, на что и сколько компании тратит. Логистическая задача управления материальными и информационными потоками составляет важнейшую часть общей задачи управления логистической цепочкой. Логистическая цепочка – это канал, по которому продукция поступает от поставщика к конечному потребителю. Управление логистической цепочкой включает в себя управление всей цепочкой процессов, к которым относятся поставки сырья, производство, упаковка продукции и доставка её к конечному потребителю. Разработка правильной стратегии логистической цепочки – критический момент для любой организации. Разработанная не надлежащим образом стратегия означает, что значительное количество задействованных ресурсов (капитала, времени и трудовых ресурсов) будет потрачено впустую, а потенциальные преимущества управления логистической цепочкой никогда не будут использованы. Стратегия логистической цепочки имеет критическое значение не только для эффективного достижения результата, она служит также основой для определения и расстановки приоритетов при модернизации бизнес-процесса, усовершенствовании систем и реструктуризации компании. Даже если руководитель имеет какую-то технологическую цепочку и начинает что-то производить, продавать, он может получить плохой результат, потому что не была сформирована стратегия. А когда нет четкого представления, что мы хотим получить в конце: какую информацию, какой бизнес-процесс, наконец, какова миссия организации, - невозможно оценивать и эффективность логистической цепочки. Чтобы стратегия была эффективной, она должна быть связана с общей стратегией предприятия. Логистическую цепочку следует выстроить таким образом, чтобы она соответствовала системе доставки клиенту продукции, представляющих для него ценность. Следующим шагом после разработки стратегии логистической цепочки является преобразование стратегии в тактический план, с помощью которого можно преодолеть пропасть, лежащую между существующими возможностями цепочки поставок и теми требованиями, которые необходимо выполнить для обеспечения будущего направления деятельности предприятия. Тактический план позволяет определить и упорядочить в соответствии с приоритетами деловые и системные инициативы, необходимые для более эффективного удовлетворения потребностей рынка. Для эффективного управления бизнесом необходимо иметь оперативную информацию не только в стоимостном выражении, но и информацию о состоянии и движении товарно-материальных ценностей. При этом денежные и товарные потоки должны быть взаимосвязаны. Менеджер в каждый момент времени должен иметь возможность увидеть состояние поставок и отгрузок, состояние расчетов по ним, уровень затрат и результатов и т.д. с любой необходимой степенью детализации. С этой целью для принятия эффективных решений, касающихся логистической цепочки, необходимо обеспечить четкий оперативный поток информации, охватывающий всю цепочку логистики. Для выполнения такой задачи компаниям необходимо обязательно иметь комплекс систем, способных следить за всем процессом логистической цепочки. Следует учитывать все факторы, начиная с месторасположения потребительского спроса и методов доставки. Одним из самых сложных вопросов для руководителя – взаимодействие финансового и логистического управления на предприятии. Он часто приобретает характер борьбы несовпадающих интересов. И дело здесь не в личных позициях менеджеров, а в объективном различии целей функциональных служб. Поэтому вопросы, связанные с подобным взаимодействием, всегда вызывают интерес и заслуживают более внимательного рассмотрения. С позиции логистики предполагается, что логистические принципы должны быть полностью восприняты руководством предприятия и выбраны в качестве стратегической линии управления бизнесом. Это объективно обусловлено базовыми концепциями логистического подхода в управлении, которые рассматривают различные стадии и операции товародвижения как единое целое, этим самым способствуя координации и объединению управленческих усилий на всем пути движения товарного потока от поставщика к потребителю. При этом в сферу логистического управления вовлекаются также финансовые потоки, сопутствующие товарному потоку. Улучшение финансового обслуживания товарных потоков является одним из основных способов повышения эффективности их движения. Таким образом, с точки зрения логистики финансовый поток представляет собой направление движение финансовых средств, необходимых для обеспечения эффективного движения определённого товарного потока. Основной целью финансового менеджмента в логистике является обеспечение товародвижения финансовыми ресурсами в необходимых объёмах, в нужные строки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. Рассматривая взаимодействие логистического и финансового менеджмента, можно выделить следующие ключевые аспекты: - финансовый менеджмент устанавливает лимиты платежей и отгрузок в разрезе подразделений и ответственных исполнителей исходя из текущего финансового состояния предприятия; - логистический менеджмент формирует логистические цели, графики отгрузок и поставок товаров, графики платежей исходя из требований маркетинга и конъюнктуры рынка; - финансовый менеджмент осуществляет оперативное управление погашением обязательств, возникающих при взаимодействии с поставщиками и покупателями; - поскольку большую долю оборотного капитала составляют денежные средства, вложенные в запасы материальных ресурсов и готовой продукции, эффективность логистических решений оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость оборотного капитала, а следовательно, и на общее финансовое состояние предприятия; - поскольку издержки во внешних логистических каналах сопоставима, а иногда и превышает себестоимость готовой продукции, то финансовый и логистический менеджмент должен объединять свои усилия в поиске путей снижения затрат, связанных с закупкой материальных ресурсов и сбытом готовой продукции. Если проанализировать большинство организационных структур, то увидим, что абсолютное большинство компаний объединяет одно: функциональные структуры, препятствующие общей эффективности работы современной логистической цепочки. Также организационные структуры нуждаются в задачах с перекрестными функциями, не обеспечивают коллективную деятельность. Каждая из выполняемых функций может снизить общую эффективность работы цепочки логистики, поскольку каждый хочет сосредоточится на собственных достижениях, которые и являются для него главным стимулом в деятельности. В этом наиболее слабое звено функциональной структуры, поскольку то или иное решение может быть верным для одной выполняемой функции, но оказаться при этом губительным для логистической цепочки в целом. Среди бесчисленного множества корпоративных инициатив, постоянно предлагаемых в большинстве организаций, внести изменения в бизнес-процессы становления чрезвычайно сложно, а иногда невыполнимой задачей. |