Каталог статей |
Руденко Н. В. Учет и аудит в экологииНесмотря на достаточно длительный период формирования бухгалтерского экологического учета, многие аспекты этого процесса продолжают носить дискуссионный, а зачастую противоречивый характер. В настоящее время существует множество научных школ, разрабатывающих и предлагающих различные модели учета окружающей среды. Региональные акценты эколого-экономической деятельности обусловлены факторами экзо- и эндогенного характера, среди которых: увеличение издержек производства в результате загрязненная окружающей природной среды; влияние территориальной организации экологически опасных производств в регионе; влияние на окружающую среду региона не только экологически опасных производств, но и опасных природных процессов, которые не подлежат антропогенному регулированию; воздействие экологической обстановки в регионе на выбор месторасположения объектов хозяйствования.В числе приоритетных инструментов достижения устойчивого развития рассматривается экологический аудит, как один из наиболее проработанных и, официально закрепленных в международных и отечественных нормативных документах. Экологическая эффективность которого в сфере управления природопользованием, оцениваемая по критериям соответствия экологическому законодательству, не вызывает сомнения. Украинская и зарубежная наука активно исследует аспекты организации и проведения экологического аудита, которым посвящены работы: Пахомовой Н., Орлова Н.А., Серова Г.П. и других. Анализ существующих подходов к исследуемой проблеме позволяет констатировать наличие различных подходов к трактовке понятия «экологический аудит». Так, зарубежные и отечественные экономисты рассматривают экологический аудит как составляющую общего аудита, выраженную в форме финансово-экономической оценки природоохранных аспектов деятельности предприятия, проверок бухгалтерской и финансовой отчетности по экологическим показателям, соблюдения норм законодательства по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и вопросам экологической безопасности [5]. Экологи и технологи рассматривают экологический аудит как мероприятие экологического и технического контроля, а также оценки воздействия промышленного производства на окружающую среду, осуществляемые в рамках системы экологического менеджмента предприятия [3]. Правоведы отрицают выделение данного вида аудиторской деятельности как самостоятельного, но при этом, забывая, что экологический аудит фактически имеет добровольную форму и осуществляется по инициативе инвесторов и собственников объектов [2,3]. Согласно отечественному законодательству [1], экологический аудит - это документально оформленный, системный, независимый процесс оценки объекта экологического аудита, который включает: сбор и объективную оценку доказательств по установлению соответствия определенных видов деятельности, мероприятий, условий, систем управления окружающей природной средой нормам отечественного природоохранного законодательства. По определению Международной Торговой палаты экологический аудит как инструмент управления природопользованием, включает: систематическую, зарегистрированную, периодическую и объективную оценку эффективности управления защитой окружающей среды; усиление управления и контроля действий, направленных на защиту окружающей среды; оценку деятельности компаний, соответственно предъявляемым законодательным и нормативным требованиям [4]. Обобщение результатов теоретических и прикладных исследований позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода к организации экологической аудиторской деятельности как на микроэкономическом, так и на региональном уровне, анализу которого, на наш взгляд, не уделено должного внимания. Целью настоящего исследования является обоснование приоритетных направлений использования экологического аудита в системе управления региональным природопользованием. Первое направление - ужесточение контроля со стороны государственных структур и местных органов власти за ведением природоохранной деятельности на предприятиях. При проведении экологических аудитов выявлена следующая тенденция: зачастую предприятиям доводятся завышенные разрешенные нормативы по основным экологическим аспектам деятельности по отношению к фактическим, что не стимулирует предприятия к планированию, внедрению и выполнению новых эффективных мероприятий по минимизации негативного влияния на окружающую среду. В этом случае решение проблем уменьшения негативного влияния при ведении производственной деятельности предприятий лежит в компетенции государственных природоохранных структур. Таким образом, экологический аудит позволяет выявить и недостаточную требовательность государственного контроля за природоохранной деятельностью предприятий. Второе направление - это своевременное представление объективной информации экологическими службами предприятия своему высшему руководству для принятия необходимых и превентивных природоохранных решений по внедрению наилучших современных технологий и оборудования, которые не требуют значительных затрат, но наиболее эффективных с точки зрения предупреждения, минимизации или нейтрализации загрязнений, и оптимальными по экономическим затратам. Руководство предприятий всегда заинтересовано в природоохранных программах, обладающих высокой эколого-экономической эффективностью. Третье направление - совершенствование структуры и системы управления природоохранной деятельностью предприятий. При проведении экологического аудита выявлены несовершенство природоохранной структуры объектов аудита и, вытекающая отсюда, недостаточная эффективность деятельности отделов охраны окружающей среды. Таким образом, экологический аудит применим как эффективный механизм, с помощью которого можно оптимизировать природоохранную работу окружающей среды для ее эффективного функционирования. Опыт экологического аудита показывает, что его эффективность зависти от трех основных факторов [4]: - глубокой заинтересованности руководства и владельцев предприятия в проведении аудита; - полной открытости и искренности специалистов предприятия в анализе всех экологических аспектов; - совместной, слаженной работы аудиторской команды и специалистов предприятия. Последним этапом проведения экологических аудитов является формирование отчета о проведенной работе со всеми выявленными несоответствиями по всем экологическим аспектам хозяйственной деятельности предприятий и предлагаются рекомендации по их устранению [6]. Важным аспектом экологического аудита являются: компетентность исполнителей экологического аудита, достаточно узкая специализация, участие высшего руководства в организации аудита. Это даёт возможность подробно и внимательно изучать все проблемы предприятия и разработать эффективные рекомендации по устранению выявленных несоответствий. Сложность задач, решаемых экологическим аудитом, особенности составления программ и методик проведения, позволяют определить экологический аудит как экономический инструмент обеспечения экологической безопасности, методология которого основывается на системном подходе, позволяющем повысить экологическую эффективность управления предприятием, отраслью и регионом. Эколого-экономическая роль экологического аудита как действенного инструмента управления природопользованием на макроэкономическом уровне обусловлена целым рядом причин, среди которых: - комплексный характер экологического аудита, одновременно сочетающего в себе административные и, в то же время, экономические (оптимизация экологических затрат и выгод, повышение инвестиционной привлекательности объекта) и методологические черты (сбор, анализ и документирование соответствующей информации об объекте); - применение широкого перечня процедурных мероприятий (анализ и учет по экологическим показателям, расчет и прогноз экологических рисков и ущербов, фактические инструментальные измерения оцениваемых экологических параметров деятельности объекта и окружающей среды, натурные и модельные исследования причин неблагоприятных ситуаций в экологической сфере деятельности объекта, разработка соответствующих рекомендаций по их устранению); - рыночная направленность мероприятий экологического аудита, представляющего вид предпринимательской деятельности, направленной на саморегулирование экономических отношений участвующих в ней субъектов на рынке экологических товаров и услуг; - наличие возможности управления охраной окружающей природной средой без дополнительных бюджетных затрат, повышения эффективности экологического менеджмента. Методика подготовки, проведения и оформления отчета экологического аудита в Украине разработана в соответствии с Законами Украины: «Об экологическом аудите», «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью обеспечения учета экологических требований в процессе приватизации», «Об охране окружающей природной среды», другими нормативно-правовыми актами Украины и государственными стандартами. На наш взгляд, роль экологического аудита в реформировании экономики региона может быть выявлена в следующем: - разработку и внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; - производство природоохранной техники и приборов для контроля и повышения качества окружающей среды; - производство экологически благоприятных потребительских товаров; использование вторичных ресурсов; - оказание экологических услуг (экологический мониторинг, страхование, воспитание и образование). Таким образом, наряду с контрольными функциями экологический аудит выполняет и функцию стимулирования инвестиционной деятельности. Уникальную возможность улучшить экологические характеристики большого числа субъектов хозяйственной деятельности и целых секторов экономики региона обеспечивает приватизация, ориентированная на разрешение противоречий, возникающих в ситуации, когда государство одновременно выполняет функции по экологическому регулированию и выступает в качестве собственника объектов хозяйствования. Учет экологического фактора в процессе приватизации должен разрешить противоречие, заключающееся в необходимости совершенствования природоохранной деятельности при недопущении неприемлемых для будущих владельцев расходов, выяснить причины возникновения и степень экологического кризиса на каждом конкретном предприятии, решить вопрос о мере и формах ответственности всех причастных к нему. Можно сделать вывод, что проблемы экологической безопасности того или иного региона можно решить с помощью проведения регулярных экологических аудитов основных предприятий-загрязнителей данных регионов, тем самым внося вклад в их устойчивое развитие.
Литература: 1. Закон Украины «Об экологическом аудите» //Ведомости Верховной Рады Украины. 2004, №4. Ст. 23. 2. Андрейцев В. И. Право экологической безопасности./ В И. Андрейцев. – Киев: Знание-пресс, 2011. - 458 с. 3. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно правовые основы / Г.П. Серов. - М.: Экзамен, 2011. -560 с. 4. Орлов Н.А. Правовые основы экологического аудита в Украине. / Н.А. Орлов - Симферополь: 2010 – 160 с. 5. Пахомова Н. Экологический менеджмент./ Н.Пахомова, К. Рихтер, А. Эндерс. - СПб.:Харьков, 2010. - 544 с. 6. Шматков Г.Г. Экологический аудит. Современное состояние и перспективы развития: Сборник научных статей XIV международной научно-практической конференции «Экология и здоровье человека. Охрана воздушного и водного бассейнов. Утилизация отходов», том I, - Харьков, 2011. - С. 186-188.
|