Каталог статей |
Коршунова Г.В. Формирование конкурентных преимуществ предприятий на основе модели фирмы, основанной на знанияхВ современных условиях, характеризующимися переходом к инновационной экономике, роль взаимосвязей промышленного предприятия с другими субъектами социально-экономической системы существенно меняется. Это обусловлено появлением новых групп конкурентных преимуществ, определяемых интеллектуальным и социальным капиталами, которыми владеют предприятия.Под интеллектуальным капиталом понимают накопленные знания, а также способности их трансформации и создания новых знаний. В составе интеллектуального капитала выделяют два типа знания. Первый - неформализованное знание - получаемое из опыта, имеет субъективный и аналоговый характер, опирающийся на конкретную практику. Второй тип - формализованное знание, полученное из рассуждения, путем теоретического анализа. Спецификой интеллектуального капитала является его способность к трансформации знания и его распространения посредством социального взаимодействия. Передача трансформационных компетенций между взаимодействующими предприятиями зависит от характера их информационного взаимодействия, гибкости их применения на основе способностей их носителей и успеха их продуктивного вовлечения с бизнес-процессы. В современных условиях наблюдается растущий интерес менеджеров к концепции динамических способностей компании как особой компетенции. Рост роли интеллектуального капитала рассматривается как катализатор смены модели современной фирмы. От преобладающей ресурсной трактовки акцент переносится к модели фирмы, основанной на знании (knowledge-based firm) [2]. Накопление на предприятии специфического вида ресурса - знания следует признать ключевым условием его стратегического развития. Модель компании, основанная на знаниях, имеет, существенные отличия от традиционной ресурсной трактовки фирмы. Содержательное отличие состоит в том, что в соответствии с этой моделью в фирме создаются конкурентные преимущества именно как результат трансформации имеющегося знания или создания нового знания. Знания рассматриваются как единственная основа для существования конкурентного преимущества, способного иметь долгосрочный характер. Социальный капитал охватывает совокупность норм, ценностей, умений достичь договоренности и способности к самоорганизации и сотрудничеству. В экономической литературе существуют многообразные определения социального капитала, которые сводятся к определению социального капитала как связи между людьми, которые зависят от нормы поведения и доверия. Роль социальных факторов в контексте целей современной компании целесообразно анализировать в ракурсе наличия у компании активов качества отношений (relational assets). К активам качества отношений относят внутрифирменные и внешние корпоративные отношения: между корпорацией и ее персоналом, внутри разных групп персонала, отношения компании с инвесторами, поставщиками, партнерами, клиентами (потребителями), конкурентами, регулирующими органами. В понятии социального капитала выделяются разновидности. Чаще всего различают так называемый открытый социальный капитал (не совсем точный перевод выражения «bridging social capital») и закрытый социальный капитал (известным как «bonding social capital» – от слова bond – узы, обруч). Базовая характеристика социального капитала в компании - возникновение взаимодействий, которые пересекают и внутренние, и межорганизационные уровни. На основе социального капитала возникает определенная среда, которая влияет на различного рода экономические и социальные показатели. Анализ нефинансовых форм капитала в виде интеллектуального и социального капиталов обеспечит рассмотрение комбинаций специфических ресурсов, создающих уникальные и невоспроизводимые эффекты в социально-экономической системе, и выявить базовые конкурентные преимущества компании.
Формы и результаты использования интеллектуального и социального капиталов Создание нефинансового капитала как комбинации специфических ресурсов в процессе производства продукта и развитие конкурентных преимуществ на его основе вносят существенные отличия в понимание роли взаимоотношений промышленных предприятий - носителями таких специфических ресурсов. Специфика таких ресурсов проявляется в отличии процесса создания стоимости предприятия, ориентированного на ее приращение. Структурирование таких элементов нефинансового капитала предприятия как интеллектуальный и социальный капитал дополняет имеющиеся разработки в раскрытии механизмов взаимодействия промышленных предприятий, связанные со смещением усилий от присвоения ресурса к созданию самого ресурса в виде интеллектуального и социального капиталов в процессе создания продукта. Это вносит существенный вклад в понимание характера взаимоотношений промышленных предприятий как носителей данных форм капитала.
Литература: 1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с. 2. Васин С.А., Коршунова Г.В. Концепция знаний – основа экономического роста // Финансы и кредит, 2006. - №1. - С.38-42.
|