Каталог статей

Митрофанова С.В., Черникова И.В.

Стратегия инновационного развития региона (на примере Ставропольского края)

            В статье рассматриваются социально-экономические аспекты регулирования инновационной деятельности в регионе, в том числе, основные виды и способы регулирования инновационной деятельности, сущность инновационной политики в регионе, структура стратегии инновационного развития региона, технология разработки стратегии инновационного развития. На примере Ставропольского края был проведен анализ инновационной политики в регионе, который позволил выявить: основные направления реализации инновационной политики; факторы, стимулирующие и тормозящие инновационную деятельность; приоритеты инновационного развития.

Abstract

            In article social and economic aspects of regulation of innovative activity in the region, including, main types and ways of regulation of innovative activity, essence of innovative policy in the region, structure of strategy of innovative development of the region, technology of development of strategy of innovative development are considered. On an example of Stavropol Krai the analysis of innovative policy in the region which allowed to reveal was carried out: main directions of realization of innovative policy; the factors stimulating and braking innovative activity; priorities of innovative development.

           

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, стратегия инновационного развития.

         Keywords: innovative activity, innovative policy, strategy of innovative development.

Эффективное социально-экономическое развитие страны не может реализовываться без интеграции ее территориальных образований в единое макроэкономическое и социальное пространство. В современной России регион как субъект становится одним из главных участников инновационных социально-экономических преобразований.

            Инновационное развитие региона тесно связано с его социально-экономическим состоянием и назревшими в нем проблемами. Именно на решение таких проблем ориентируется стратегия осуществления инновационных реформ, преобразование сложившихся форм, методов и организации управления в регионе.

В современных условиях проблема разработки эффективной стратегии инновационного развития региона является актуальной, поскольку каждая территориальная единица  имеет свои отличительные черты, обусловленные геополитическим положением, социально-экономическими, природными, политическими, этническими и другими факторами.  Необходимость применения стратегического планирования в регулировании инновационной деятельности региона на сегодняшний день не вызывает сомнения, но эффективность этой стратегии будет зависеть от широкой совокупности региональных факторов и проблем.

 Инновационная деятельность объединяет в себе множество различных составляющих - это производство нового знания, новых товаров, услуг, подготовку кадров и многое другое. На наш взгляд, одним из важнейших типов инновационной деятельности является регулятивная инновационная деятельность, т.е. деятельность по поддержанию и развитию связей между различными видами, элементами, компонентами инновационной деятельности [1]. 

Эффективное осуществление инновационной деятельности требует организационного, экономического, финансового, нормативно-правового регулирования процессов создания и распространения инноваций:

Виды регулирования

Способы регулирования

Организационное регулирование инновационной деятельности

· развитие инновационной инфраструктуры;

·  обеспечение приоритета инновационной деятельности;

· моральное поощрение авторов инноваций;

· содействие модернизации;

· развитие интеграционных процессов;

· развитие международных связей

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности

· развитие предложения инноваций;

· расширение спроса на инновации;

· содействие конкуренции в инновационной сфере;

· развитие предпринимательства;

· обеспечение занятости в инновационной сфере;

· развитие лизинга наукоемкой продукции;

· инвестиции в инновации, повышение их эффективности;

· создание благоприятного инвестиционного климата

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

· охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности;

· охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;

· защита промышленной, интеллектуальной собственности;

· развитие договорных отношений

Высшей формой регулятивной инновационной деятельности является выработка и проведение инновационной политики, которая строиться на основе системного подхода предполагающего не только органическое сочетание и комплексность различных видов регулирования инновационной деятельности, но и единство регулятивной инновационной деятельности на всех уровнях (государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения), тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений.

Инновационную политику в регионе можно рассматривать как систему целевых установок, основой которых является выявление комплекса мероприятий, направленных на реализацию задач инновационного развития с учетом рационального использования социально-экономического потенциала территории.

Стратегия инновационного развития региона должна включать в себя следующие основные компоненты (рисунок 1) [2].


Рисунок 1. Структура стратегии инновационного развития региона

Одной из положительных тенденций разработки и реализации инновационной политики в России является тот факт, что практически каждый регион разрабатывает собственные стратегии, концепции и программы инновационного развития.  Стратегия инновационного развития региона должна строиться на основе системного подхода. Технология разработки подобной стратегии включает в себя следующие этапы:

- анализ функционирования социально - экономического комплекса региона, его роли и места в инновационном развитии страны;

- оценка регионального потенциала, предпосылок и возможностей инновационного развития;

- определение перспективных направлений инновационного развития региона с использованием имеющихся преимуществ и создание новых;

- выбор инструментов воздействия на социально-экономическое развитие в инновационном ключе;

- совмещение региональных приоритетов инновационного развития с федеральными [2].

Инновационная политика Ставропольского края формируется с учетом единой государственной научно-технической политики и реализуется исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения Ставропольского края [3].

Инновационная политика Ставропольского края реализуется по следующим направлениям: создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; создание и развитие инновационной инфраструктуры; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; развитие малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере [3].

Особенности инновационной деятельности в Ставропольском крае обусловлены его региональной спецификой. И здесь можно выделить ряд факторов как стимулирующих инновационную деятельность, так и препятствующих ее эффективному осуществлению:

Факторы, стимулирующие инновационную деятельность

Факторы, тормозящие инновационную деятельность

· значительный научно-технический потенциал, высокая концентрация работников, занятых в креативных профессиях;

· наличие ряда высокотехнологичных производств общероссийского и мирового уровня;

· выгодное географическое положение позволяющее: позиционировать Ставропольский край как Северо-Кавказский межрегиональный центр инноваций и инновационной деятельности; рассматривать Ставропольский край как Северо-Кавказский транспортный узел и развивать инновации в области транспорта; развивать инновационные технологии в коммуникационных и информационно-телекоммуникационных отраслях и создать на территории края Северо-Кавказский телекоммуникационный узел; развивать инновации в курортно-туристической сфере;

· наличие соседних регионов с развитым промышленным комплексом, что создает возможности для внедрения инновационных разработок;

· наличие региональной нормативно-правовой базы в области регулирования и поддержки инновационной деятельности;

· высокая емкость регионального рынка инноваций в агропромышленном и курортно-туристическом комплексах

· отсутствует целостная региональная инновационная система, в том числе: целостная система поддержки инновационных проектов на всех этапах их реализации; единая для всего региона инфраструктура инновационной деятельности; недостаточно эффективная работа региональной сети трансфера технологий; ряд важных финансовых механизмов стимулирования инновационной деятельности; система статистического учета результатов инновационной деятельности на региональном уровне;

· не созданы условия для ориентации краевых предприятий и организаций на отечественную прикладную науку как источник инноваций, что привело к фактической ориентации предприятий в сфере технологической модернизации преимущественно на импортные технологии;

· недостаточный уровень развития промышленности, особенно в области глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, что сужает рынок инноваций на территории края;

· недостаточная развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, отсутствие механизма закрепления выпускников учреждений профессионального образования на предприятиях инновационной сферы;

· недостаточный спрос на инновационные разработки со стороны реального сектора экономики

 Исходя из указанных особенностей, определяются приоритеты территориального развития инновационной деятельности в Ставропольском крае, главным из которых является - создание эффективной  региональной инновационной системы (рисунок 2), которая создаст благоприятную внешнюю среду и сформирует внутренние стимулы для роста социального капитала, технологической модернизации традиционных производств и развития отраслей новой экономики.

Рисунок 2. Структура региональной инновационной системы

Обобщенная структура инновационной системы состоит из 5-и подсистем, выполняющих следующие функции:

1. Система научного и технического образования – развитие социального капитала на основе непрерывного образовательного процесса, позволяющего объединить потребности развития личности и требования рынка труда.

2. Система генерации знаний – повышение конкурентоспособности научно-образовательного комплекса региона  и  создание условий для его воспроизводства на основе интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности, использование достижений исследований научных центров, отраслевой и вузовской науки для обеспечения уровня образования в ВУЗах Ставропольского края, соответствующего мировому уровню развития науки и технологий.

3. Система генерации технологий – стимулирование создания технологий для отраслей новой экономики, в которых  потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой нормой добавочной стоимости, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.

4. Система технологического перевооружения предприятий – формирование и реализация региональных программ по созданию и освоению на предприятиях края высокопроизводительных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий с одновременным ужесточением технических, экологических и других требований к выпускаемой  продукции и оказываемым услугам.

5. Инновационная инфраструктура – создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, трансфера технологий и коммерциализации инноваций.

Создание региональной инновационной системы в Ставропольском крае позволит на краевом уровне эффективно решать приоритетные социально-экономические задачи в области развития науки и формирования инновационной системы [3]:

1. Формирование рынка прав на результаты интеллектуальной собственности: создание условий, обеспечивающих вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности; формирование системы учета нематериальных активов.

2. Реструктуризация государственного сектора науки: создание краевого сектора науки, краевых научно-технических программ, направленных на модернизацию экономики; координация исследований, проводимых в федеральных научных организациях с задачами создания краевой инновационной экономики.

3. Формирование краевой инновационной инфраструктуры и обеспечение ее интеграции с национальной инновационной инфраструктурой.

4. Формирование системы научного и технологического прогнозирования на краевом уровне (форсайт). На базе форсайта будут определяться научные и технологические приоритеты краевой научно-технической и инновационной политики.

5. Стимулирование спроса на инновации и новые технологии, расширение механизмов содействия предприятиям, реализующим инновационные проекты.

6. Усиление интеграции науки, образования и производства в рамках краевой инновационной системы.

В заключении следует подчеркнуть, что стратегия инновационного развития региона должна включать в себя действенные инструменты регулирования данной деятельности, которая должна быть направлена на продвижение конкурентоспособных отраслей и сфер региона, что отражается в стратегическом планировании долгосрочного эффективного социально-экономического развития территории, с учетом инновационных приоритетов и на основе стабильного и активного инновационно-инвестиционного климата.

Список литературы

1. Романов В.Л. Социально-инновационный контекст эволюции парадигмы государственного управления / Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы 5-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова (31 мая – 2 июня 2007 г.): Ч. 1 – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 36-41;

2.  Митрофанова С.В., Смирнова Е.В., Черникова И.В. Инвестиционная привлекательность и конкурентные преимущества в контексте формирования региональной инвестиционной стратегии. – Ставрополь: Издательство «Графа», 2010. – 131с.

3.  Стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае до 2020 года. Интернет-ресурсы: htth://www.stavinvest.ru.