Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Папахчян И.А. Государственное регулирование аграрного производства России в условиях ВТОДинамику развития аграрного производства России на современном этапе определяют три основных фактора: вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, формирование Единого экономического пространства на базе Таможенного союза и решение задач продовольственной безопасности. Поставленные задачи требует значительных институциональных преобразований в ходе перехода на новый уровень правовых, торговых, экономических отношений в рамках международных соглашений.На всем периоде переговоров и согласовании решений вступление России в ВТО имело как сторонников, так и явных противников. Но, несмотря на опасения, эксперты сошлись во мнении, что присоединение к Всемирной торговой организации создаст возможности для продвижения российских товаров на внешние рынки. Также в числе преимуществ членства в ВТО были названы приведение законодательства в соответствие с международными нормами и повышение инвестиционной привлекательности. Согласно расчетам экспертов Всемирного Банка выгода России от выполнения совокупных обязательств после вступления в ВТО в среднесрочной перспективе (в течение трех лет после вступления) составит порядка 3,3% прироста ВВП ежегодно. Это около 49 млрд долларов на основе данных за 2010 год. В долгосрочной перспективе (10 лет) ежегодный прирост может составить 11% ВВП (162 млрд долларов). Особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе определяет Соглашение по сельскому хозяйству. Оно стало итогом сложнейшего переговорного процесса, в ходе которого были согласованы два основных положения: 1. максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения Россия сможет предоставлять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта; 2. максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую Российская Федерация сможет предоставлять аграриям. Так, политика субсидирования отечественных сельхозтоваропроизводителей должна будет осуществляться в рамках правил субсидирования отрасли, обозначенных Соглашением ВТО по сельскому хозяйству, и обязательств по сокращению субсидий, согласованных в ходе переговоров. Соглашение по сельскому хозяйству в рамках ВТО обязывает страны классифицировать их внутренние меры поддержки аграрного сектора экономики в соответствии с одной из трех категорий, называемых «корзинами» (рисунок 1). В зеленую корзину входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на рынок и торговлю. Меры зеленой корзины могут применяться без ограничений. В янтарную корзину входят меры, искажающие рынок. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в перечне обязательств в виде агрегированных мер поддержки (далее АМП). Меры голубой корзины включают прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов, осуществляемых путем выведения земли из сельскохозяйственного оборота, сокращение поголовья скота в сельском хозяйстве, сокращения занятости в сельском хозяйстве. Платежи производятся по отдельным сельскохозяйственным угодьям. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-членов ВТО по сокращению внутренней поддержки и не включаются в АМП.
Рисунок 1 – Классификация и перечень мер государственной поддержки аграрного производства, принятых для стран-членов ВТО. Для Российской Федерации обязательства по АМП предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд долларов США (только в рамах янтарной корзины) до 2013 г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008–2012 гг. Затем в течение переходного период предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до уровня АМП в 4,4 млрд долл. США (рисунок 2), что соответствует уровню субсидирования российского сельского хозяйства в 2006–2008 гг [1]. Анализ структуры мер государственной поддержки аграрного производства, проведенный с использованием данных бухгалтерских отчетностей сельскохозяйственный предприятий Краснодарского края (таблица 1), позволяет сделать вывод, что государственная поддержка аграрного производства в регионе проводится мерами, которые, согласно представленной выше классификации, можно отнести к мерам желтой корзины. Это, в первую очередь, субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям различной организационной формы части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам. В 2011 г. эта статья расходов составила 47% от общего объема государственной поддержки аграрного производства в крае.
Рисунок 2 – Запланированный уровень АМП аграрного производства РФ в рамках принятого при присоединении к ВТО Соглашения по сельскому хозяйству
Государственная поддержка отрасли
растениеводства Краснодарского края в 2011 г. составила 17% объема совокупной
поддержки, при этом наибольший удельный вес в ее структуре занимали меры
субсидирования части затрат по
страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений
и посадок многолетних насаждений, а именно 57% объема совокупной поддержки
отрасли. Также за изучаемый период наблюдается неравномерность распределения
бюджетных средств по различным направлениям государственной поддержки
сельхозтовапроизводителей, что может свидетельствовать о ситуационном характере
применимых мер и об отсутствии обоснованной программы их распределения.
Таблица 1 – Структура мер государственной поддержки аграрного производства Краснодарского края
Однако основные мероприятия в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. планируется осуществлять с максимальным использованием инструментов поддержки зеленой корзины, что не противоречит принятым договоренностям и не влечет искажающего воздействия на торговлю между странами. Соответственно, требуется пересмотр существующей системы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и создание условий для эффективного внедрения реформ в реальный сектор экономики, так как именно от эффективности последних будет зависеть вектор дальнейшего развития аграрного производства России, конкурентоспособность отечественных товаров на международном рынке, продовольственная безопасность страны. С целью адаптации аграрного сектора экономики России к условиям ВТО Министерством экономического развития РФ были разработаны ряд мер, позволяющих производителям отрасли с меньшими потерями перейти на новые для них условия функционирования. Основными из этих мер являются: – пролонгация льготы по налогу на прибыль на весь переходный период до 2020 года: установление нулевой ставки налога на прибыль сельхозтоваропроизводителей в периода до 2013 г., увеличение ставки с 0 до 18% в 2013 г., и с 18 до 20% в 2016 г. Также в период до 2020 г. предусмотрена пролонгация льгот по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе в страну племенного скота, эмбрионов, семени [1]; – усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции; – формирование и поддержка сети научно-исследовательских учреждений в целях подготовки научной основы для принятия решений в рамках прогнозирования и планирования решений на государственном уровне, а также разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям; – определение критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства и их законодательное закрепление в Федеральном законе «О сельском хозяйстве», с целью обоснования применения к ним мер поддержки в рамках зеленой корзины, то есть без ограничения. Считаем, что в условиях институциональных преобразований, реформирования системы государственного регулирования аграрного производства, регламентируемого характера определения размеров государственной поддержки немаловажное значение имеет способность государственных органов управления выделить наиболее эффективные меры и направления поддержки отраслей экономики, которые позволят субъектам управления лучше реагировать на сигналы рынка, максимизировать темпы роста и минимизировать искажающее воздействие рыночных колебаний на производство. Способствовать решению поставленных задач возможно при помощи разработки методики определения эффективных направлений государственной поддержки аграрного производства с учетом ограничений в рамках Соглашений ВТО по сельскому хозяйству и внедрению данной методики в стратегию развития отраслей аграрного производства России. Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК к условиям ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и обеспечить продовольственную безопасность страны, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, исходя из возможностей ВТО. Литература
1. сайт Министерства экономического развития РФ, доступ www.economy.gov.ru, свободный. 2. Нечаев В.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства/В.И. Нечаев, Ю.И. Бершицкий, С.М. Резниченко. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 336 с. 3. Комментарий. Всемирный Банк: ВТО – это выгодно!, доступ www.personalmoney.ru, свободный.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||