Каталог статей

Папахчян И.А.

Государственное регулирование аграрного производства России в условиях ВТО

Динамику развития аграрного производства России на современном этапе определяют три основных фактора: вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, формирование Единого экономического пространства на базе Таможенного союза и решение задач продовольственной безопасности. Поставленные задачи требует значительных институциональных преобразований в ходе перехода на новый уровень правовых, торговых, экономических отношений в рамках международных соглашений.

На всем периоде переговоров и согласовании решений вступление России в ВТО имело как сторонников, так и явных противников. Но, несмотря на опасения, эксперты сошлись во мнении, что присоединение к Всемирной торговой организации создаст возможности для продвижения российских товаров на внешние рынки. Также в числе преимуществ членства в ВТО были названы приведение законодательства в соответствие с международными нормами и повышение инвестиционной привлекательности. Согласно расчетам экспертов Всемирного Банка выгода России от выполнения совокупных обязательств после вступления в ВТО в среднесрочной перспективе (в течение трех лет после вступления) составит порядка 3,3% прироста ВВП ежегодно. Это около 49 млрд долларов на основе данных за 2010 год. В долгосрочной перспективе (10 лет) ежегодный прирост может составить 11% ВВП (162 млрд долларов).

Особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе определяет Соглашение по сельскому хозяйству. Оно стало итогом сложнейшего переговорного процесса, в ходе которого были согласованы два основных положения:

1.  максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения Россия сможет предоставлять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта;

2.  максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую Российская Федерация сможет предоставлять аграриям. Так, политика субсидирования отечественных сельхозтоваропроизводителей должна будет осуществляться в рамках правил субсидирования отрасли, обозначенных Соглашением ВТО по сельскому хозяйству, и обязательств по сокращению субсидий, согласованных в ходе переговоров.

Соглашение по сельскому хозяйству в рамках ВТО обязывает страны классифицировать их внутренние меры поддержки аграрного сектора экономики в соответствии с одной из трех категорий, называемых «корзинами» (рисунок 1).

В зеленую корзину входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на рынок и торговлю. Меры зеленой корзины могут применяться без ограничений.

В янтарную корзину входят меры, искажающие рынок. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в перечне обязательств в виде агрегированных мер поддержки (далее АМП).

Меры голубой корзины включают прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов, осуществляемых путем выведения земли из сельскохозяйственного оборота, сокращение поголовья скота в сельском хозяйстве, сокращения занятости в сельском хозяйстве. Платежи производятся по отдельным сельскохозяйственным угодьям. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-членов ВТО по сокращению внутренней поддержки и не включаются в АМП.

Рисунок 1 – Классификация и перечень мер государственной поддержки аграрного производства, принятых для стран-членов ВТО.

Для Российской Федерации обязательства по АМП предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд долларов США (только в рамах янтарной корзины) до 2013 г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008–2012 гг. Затем в течение переходного период предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до уровня АМП в 4,4 млрд долл. США (рисунок 2), что соответствует уровню субсидирования российского сельского хозяйства в 2006–2008 гг [1].

Анализ структуры мер государственной поддержки аграрного производства, проведенный с использованием данных бухгалтерских отчетностей сельскохозяйственный предприятий Краснодарского края (таблица 1), позволяет сделать вывод, что государственная поддержка аграрного производства в регионе проводится мерами, которые, согласно представленной выше классификации, можно отнести к мерам желтой корзины. Это, в первую очередь, субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям различной организационной формы  части затрат на уплату процентов  по инвестиционным кредитам и займам. В 2011 г. эта статья расходов составила 47% от общего объема государственной поддержки аграрного производства в крае.

Рисунок 2 – Запланированный уровень АМП аграрного производства РФ в рамках принятого при присоединении к ВТО Соглашения по сельскому хозяйству

Государственная поддержка отрасли растениеводства Краснодарского края в 2011 г. составила 17% объема совокупной поддержки, при этом наибольший удельный вес в ее структуре занимали меры субсидирования  части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, а именно 57% объема совокупной поддержки отрасли. Также за изучаемый период наблюдается неравномерность распределения бюджетных средств по различным направлениям государственной поддержки сельхозтовапроизводителей, что может свидетельствовать о ситуационном характере применимых мер и об отсутствии обоснованной программы их распределения.

Таблица 1 – Структура мер государственной поддержки аграрного производства Краснодарского края

Мероприятия государственной поддержки АПК

2011 г.

2010 г.

2009 г.

2008 г.

2007 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Всего средств целевого государственного финансирования

4040784,00

-

4873889,00

-

6756538,00

-

278854,00

-

1584408,00

100,00

Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства, всего

696792,00

17,24

243668,00

5,00

477931,00

7,07

11514,00

4,13

319710,00

20,18

в том числе

субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений

394775,00

56,66

121061,00

49,71

200422,00

41,94

7858,00

68,25

121869,00

38,12

Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства, всего

791989,00

19,60

468143,00

9,61

841380,00

12,45

8456,00

3,03

85963,00

5,43

в том числе

субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства

119736,00

15,12

214445,00

45,81

214543,00

25,50

839,00

9,92

72130,00

83,91

Субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, части затрат на уплату процентов  по инвестиционным кредитам

1662476,00

41,14

3025746,00

80,90

3037616,00

69,12

94167,00

46,16

431749,00

28,71

Всего субсидирования

3511935,00

86,91

3740102,00

76,74

4394752,00

65,04

204011,00

73,16

1503674,00

94,90

Средств по федеральным целевым программам

528849,00

13,09

896046,00

18,38

1665441,00

24,65

74843,00

26,84

77327,00

4,88


Однако основные мероприятия в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. планируется осуществлять с максимальным использованием инструментов поддержки зеленой корзины, что не противоречит принятым договоренностям и не влечет искажающего воздействия на торговлю между странами. Соответственно, требуется пересмотр существующей системы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и создание условий для эффективного внедрения реформ в реальный сектор экономики, так как именно от эффективности последних будет зависеть вектор дальнейшего развития аграрного производства России, конкурентоспособность отечественных товаров на международном рынке, продовольственная безопасность страны.

С целью адаптации аграрного сектора экономики России к условиям ВТО Министерством экономического развития РФ были разработаны ряд мер, позволяющих производителям отрасли с меньшими потерями перейти на новые для них условия функционирования. Основными из этих мер являются:

–   пролонгация льготы по налогу на прибыль на весь переходный период до 2020 года:  установление нулевой ставки налога на прибыль сельхозтоваропроизводителей в периода до 2013 г., увеличение ставки с 0 до 18% в 2013 г., и с 18 до 20% в 2016 г. Также в период до 2020 г. предусмотрена пролонгация льгот по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе в страну племенного скота, эмбрионов, семени [1];

– усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции;

– формирование и поддержка сети научно-исследовательских учреждений в целях подготовки научной основы для принятия решений в рамках прогнозирования и планирования  решений на государственном уровне, а также разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям;

– определение критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства и их законодательное закрепление в Федеральном законе «О сельском хозяйстве», с целью обоснования применения к ним мер поддержки в рамках зеленой корзины, то есть без ограничения.

Считаем, что в условиях институциональных преобразований, реформирования системы государственного регулирования аграрного производства, регламентируемого характера определения размеров государственной поддержки немаловажное значение имеет способность государственных органов управления выделить наиболее эффективные меры и направления поддержки отраслей экономики, которые позволят субъектам управления лучше реагировать на сигналы рынка, максимизировать темпы роста и минимизировать искажающее воздействие рыночных колебаний на производство.  Способствовать решению поставленных задач возможно при помощи разработки методики определения эффективных направлений государственной поддержки аграрного производства с учетом ограничений в рамках Соглашений  ВТО по сельскому хозяйству и внедрению данной методики в стратегию развития отраслей аграрного производства России. Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК к условиям ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и обеспечить продовольственную безопасность страны, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции, исходя из возможностей ВТО.

Литература

 1. сайт Министерства экономического развития РФ, доступ www.economy.gov.ru, свободный.

2. Нечаев В.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства/В.И. Нечаев, Ю.И. Бершицкий, С.М. Резниченко. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 336 с.

3. Комментарий. Всемирный Банк: ВТО – это выгодно!, доступ www.personalmoney.ru, свободный.