Каталог статей

Белолипецкая А. В.

Развитие торгово-экономических отношений России со странами Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС)

В соответствии с Внешнеэкономической стратегией РФ до 2020 года, одной из ключевых целей внешнеэкономической политики страны на современном этапе является создание единого евразийского экономического пространства, интеграционным ядром которого призвано стать ЕврАзЭС [1]. Именно страны Евразийского экономического сообщества с исторической и геополитической точки зрения наиболее важны для развития внешней торговли нашей страны, хотя в 2011 году их доля во внешнеторговом обороте России составляла лишь около 8% (для сравнения: на долю ЕС приходилось около 49%, на долю стран АТЭС – более 23%), а в первом полугодии 2012 года доля стран ЕврАзЭС во внешнеторговом обороте страны снизилась до 7,3% [4]. Тем не менее, эти страны играют для России особую роль как с точки зрения восстановления разрушенных интеграционных связей на постсоветском пространстве, так и в плане диверсификации отечественного экспорта и обеспечения международной конкурентоспособности российской продукции обрабатывающей промышленности, в том числе – на основе интеграции в инновационной сфере. 

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан в 10 октября 2000г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. В 2002 году статус наблюдателей в ЕврАзЭС получили Молдавия и Украина, а в 2003 году – Армения. В 2005 году заявку о вступлении в ЕврАзЭС подал Узбекистан. Таким образом, интеграционными связями в рамках ЕврАзЭС сегодня охвачено более половины постсоветских государств.

ЕврАзЭС было создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Единого экономического пространства (ЕЭП), на котором должны функционировать унифицированные механизмы экономического регулирования, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм [2]. На территории ЕЭП должна обеспечиваться свобода взаимного перемещения  не только товаров и услуг, но и факторов производства: капитала и рабочей силы. Важнейшими целями ЕЭП c точки зрения решения общих для всех стран-участниц задач являются:

· обеспечение эффективного функционирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

· создание предпосылок для стабильного развития экономики стран ЕЭП в интересах повышения жизненного уровня их населения;

· реализация согласованной политики в налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой и таможенно-тарифной сферах;

· создание и развитие на территории ЕЭП единых транспортных, энергетических и информационных систем;

· переход к единой системе мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей национальных хозяйств, а также международной кооперации в производственной и научно-технологической областях [2].

В перспективе на базе ЕврАзЭС предполагается осуществить формирование зоны свободной торговли, которая охватывала бы все страны СНГ, что будет означать полную отмену всех тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле этих стран. Помимо этого, развитие интеграционных процессов на евразийском экономическом пространстве предусматривает создание единой энергетической и транспортной инфраструктуры интегрирующихся стран, а также реализацию совместных программ в ключевых сферах экономики, таких, как:

· сфера высоких технологий;

· инновационная сфера;

· агропромышленный комплекс;

· гидроэнергетика;

· охрана окружающей среды и др.

Для активизации взаимных хозяйственных и инвестиционных связей будут использоваться, в том числе, механизмы производственной кооперации, основой для развития которых должна стать взаимодополняемость национальных экономик стран-участниц.

Кроме того, интеграция в рамках ЕврАзЭС представляет особый интерес для России в контексте реализации такой задачи, как превращение рубля в региональную резервную валюту. Основой этого процесса призвана стать региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕврАзЭС, а также разработка  и реализации коллективных мер по поддержанию устойчивости валютно-финансовых систем государств, входящих в данную интеграционную группировку. Необходимо добиться того, чтобы значительная часть расчетов во взаимной торговле между странами СНГ, и прежде всего – входящими в состав ЕврАзЭС, осуществлялась с использованием российского рубля [1].

Отдельно следует сказать о товарном наполнении российской внешней торговли со странами ЕврАзЭС в сопоставлении с другими торговыми партнерами. Так, в январе-июле 2012 г. основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляли топливно-энергетические товары, на долю которых приходилось 73,3% общей стоимости экспорта в эти страны. В товарной структуре российского экспорта в страны СНГ доля топливно-энергетических товаров за этот период составила 57,6%, что, конечно, также является весьма высоким показателем, не свидетельствующим о существенных отличиях товарной структуры  российского экспорта между странами дальнего и ближнего зарубежья. Однако позитивным моментом можно считать то, что удельный вес машин и оборудования в стоимости российского экспорта в станы ближнего зарубежья январе-июле 2012 года составил 12,4%  (за аналогичный период 2011 года – 11,9%). Кроме того, по сравнению с январем-июлем 2011 года на 1,7% увеличился стоимостный объем экспорта в эти страны российской продукции машиностроения, в том числе железнодорожного оборудования – на 10%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 34,3%. При этом за рассматриваемый период времени стоимостный объем российских поставок машин и оборудования в страны дальнего зарубежья сократился на 0,3%, в том числе средств наземного транспорта, кроме железнодорожного, на 19,9% [3]. Очевидно, что страны СНГ, в том числе – входящие в состав ЕврАзЭС, являются значительно более перспективным рынком сбыта для отечественной машинно-технической продукции по сравнению с прочими государствами.

Серьезным заделом для развития взаимного сотрудничества в сфере облагораживания структуры промышленного производства и повышения конкурентоспособности национальных отраслей обрабатывающей промышленности явилось создание в феврале 2009 г. Центра высоких технологий в рамках ЕврАзЭС. Данным Центром была разработана Концепция Евразийской инновационной системы, утвержденная затем решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. При этом в качестве ключевых целей Центра высоких технологий были выделены:

· содействие разработке и внедрению согласованной инновационной политики стран-участниц;

· координация совместных работ по созданию Евразийской инновационной системы, а также по развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности стран ЕврАзЭС;

· содействия развитию механизмов финансирования инновационных программ и проектов, а также создание оптимальных условий для привлечения капиталовложений в инновационную сферу [2].

Важную роль в развитии интеграции стран Евразийского экономического сообщества призвано сыграть также образование Таможенного союза (ТС) в составе трех стран ЕврАзЭС: России, Белоруссии и Казахстана. Договор о создании ТС был подписан 6 октября 2007 г. и предусматривал формирование единой таможенной территории трех стран, в пределах которой будет действовать общий таможенный тариф и единая система тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами. Подписание Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. стало завершающим этапом процесса по приведению торгово-политических систем стран-участниц в соответствие с новыми условиями взаимной торговли и координации внешнеторговой политики. В настоящее время введены в действие единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф Таможенного союза, в соответствие с которыми будет приведена договорно-правовая база ТС и ЕЭП. Всё это должно создать дополнительные стимулы как для упрощения и развития взаимной торговли России, Белоруссии и Казахстана, так и для упрочения позиций трех стран на мировом рынке товаров и услуг за счет консолидации усилий по оказанию воздействия на функционирование международной торговой системы в целом.

Литература:

1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. – М.: Министерство экономического  развития РФ, 2008.

2. www.evrazes.com/ Официальный сайт Евразийского экономического сообщества.

3. [сылка более недоступна}

4. [сылка более недоступна} статистики РФ.