Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чувилова О.Н., Батищев А.А., Расулова Р.Р. Научные подходы к оценке финансовой устойчивости моногородов (на примере Республики Дагестан)В настоящее время бюджетный потенциал большинства муниципальных образований республик, входящих в состав СКФО трактуется как неустойчивый. Для обоснования предложений по усилению бюджетного потенциала муниципальных образований республик СКФО, мы провели анализ финансовой устойчивости основных моногородов республики Дагестан: г. Кизляр, г. Южно-Сухокумск, г. Каспийск.Кизляр является монопрофильным городским поселением, градообразующая сфера которого представлена предприятием пищевой отрасли Кизлярским коньячным заводом. Производство коньяков является главенствующим звеном экономики города и во многом определяет его социально-экономическое положение. На долю профильных предприятий приходится 80% от общего объема отгруженных товаров, работ и услуг. Градообразующая сфера г. Южно-Сухокумск представлена открытым акционерным обществом «НК Роснефть-Дагнефть». Градообразующая промышленность г. Каспийска представлена ОАО «Завод Дагдизель», который является основным налогоплательщиком в бюджет муниципального образования. Несмотря на то, что градообразующие предприятия вносят основной вклад в пополнение собственных доходов бюджетов указанных моногородов, в целом местные бюджеты остаются дотационными, что характерно для республик CКФО. Так, структура основных параметров бюджетов г. Кизляр, г. Южно-Сухокумск и г. Каспийск (таблица 1) свидетельствует о том, что в 2011 году доходы были сформированы преимущественно за счет межбюджетных трансфертов, которые составили в среднем 79,1 %, что свидетельствует о чрезмерной зависимости городов от вышестоящих бюджетов. Таблица 1 Структура доходов и расходов бюджетов моногородов в 2011 году
Зависимость бюджетов городов республики Дагестан от вышестоящих бюджетов сохраняется на протяжении последних трех лет и свидетельствует о низком уровне бюджетного потенциала и бюджетной устойчивости моногородов, а также высоком уровне бюджетных рисков. Положительным аспектом является динамика снижения дефицита бюджетов в 2011 году по сравнению с 2009 годом, что связано с политикой бюджетного выравнивания. Так дефицит бюджета г. Кизляр снизился с 17,3 млрд. руб. в 2009 году до 3 млрд. руб. в 2011 году за счет сокращения расходов бюджета. В структуре расходов бюджета городов республики Дагестан (г. Кизляр) основной удельный вес занимают расходы на образование – 39,6% в 2011 году, что обусловлено приоритетными направлениями социально-экономического развития моногородов на данный период. Для разработки научных аспектов проблематики исследования приведем анализ типа финансовой устойчивости моногородов (таблица 2). Таблица 2 Относительные показатели финансовой устойчивости моногородов в 2011 году, %
Примечание к таблице 2: Дс – собственные доходы, Др – регулирующие доходы, Д – общая сумма доходов бюджета, Р – расходы [1].
Анализ типа финансовой устойчивости бюджета городов показал, что муниципальное образование по первым двум показателям имеет неустойчивое состояние. Третий показатель демонстрирует отрицательные значение в силу дефицита бюджета. Налицо тенденция к росту бюджетного потенциала исследуемых муниципальных образований. При сокращении расходов и привлечении дополнительных источников финансирования бюджетов городов республик Северного Кавказа за счет прогрессивного развития местной промышленности и малого бизнеса, моногорода будут демонстрировать нормальную финансовую устойчивость при росте коэффициентов в среднем на 25%. Данный аспект свидетельствует о необходимости активизации и диверсификации экономики городов республик Северного Кавказа путем реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе направленных на модернизацию развития профильных отраслей. Росту финансовой устойчивости бюджетов моногородов будут способствовать, по-нашему мнению следующие мероприятия: - капитальные вложения в основные фонды, а именно: открытие новых производств, модернизация существующих и строительство новых объектов инфраструктуры; - оптимизация расходной части бюджетов муниципальных образований; - повышение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений; - мобилизация источников финансирования дефицита местных бюджетов; - переход к среднесрочному бюджетному планированию с учетом планируемых программ и проектов диверсификации моногородов СКФО. Литература:
1. Нешитой М.М. Финансы. 9-е изд.., перераб. И доп. – М.: Дашков и К, 2010 – 528 с. 2. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. - № 10. – 2008 – с. 35-40.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||