Каталог статей

Сухова Л.Ф., Величко Л.Н., Боцюн И.Б., Зацаринина А.В.

Финансовая ситуация в текущей деятельности организаций системы Ставропольского крайпотребсоюза после кризиса 2008 года

Потребительское общество, согласно закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. В свою очередь, районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ – это добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией.

Система потребительской кооперации России является единственной в своем роде по организации и масштабам деятельности социально-экономическим сектором в национальной экономике страны. С момента развала плановой социалистической экономики и по настоящее время, не смотря на существенное снижение  своих политических и экономических позиций, пайщикам и работникам этой системы  удалось сохранить единство и целостность системы. А также непрерывность ее социально-экономических традиций, достаточную материально-техническую базу не только для подержания, но и для дальнейшего развития деятельности системы потребительской кооперации.

Согласно Классификатору институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) ФСГС РФ разработанному, в соответствии с международной методологией - Системой национальных счетов ООН (СНС-93/ SNA-93) и Европейской СНС (ЕСС-95/ESA-95), Управлением организации статистического наблюдения и контроля и Управлением национальных счетов выделен такой сектор экономики как  некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства (S15). В мировой практике некоммерческие организации (НКО), обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ) относятся к социальным предприятиям, основанным на коллективной форме собственности и действующих в интересах территориальной общины, как правило, это кооперативы. Эти организации входят в третий сектор экономики НКО, они  выполняют объединяющую роль в деятельности отдельных людей для реализации различных социальных целей.

Некоммерческая организация, в правовой форме потребительский многоцелевой кооператив, является самой эффективной моделью предприятий, обслуживающих домашние хозяйства, сектора социально ориентированной рыночной экономики.

Кооперативная интеграция организаций между собой и консолидация их с потребителями дает дополнительный экономический и социальный эффект для общества в целом. Прямая связь кооперативных организаций с нуждами и потребностями своих членов (пайщиков),  с работниками этих организаций и, в первую очередь, с сельским населением выражается в том, что от уровня эффективности их деятельности зависит  уровень удовлетворенности жизнью и социальной защищенности  этих людей, а также уровень социально-экономического развития и прогресса страны.

Основными целями развития деятельности организаций потребительской кооперации являются:

- сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, централизованной, мощной и самобытной социально ориентированной экономической системы;

- укрепление и усиление позиций на традиционных рынках (в сельских  поселениях на уровне районных центров), за счет  повышения уровня ценовой конкурентоспособности и продовольственной безопасности, производимых и реализуемых товаров. А также за счет увеличения доли рынка в результате выхода на рынки городов, в том числе крупных;

- модернизация и интеграция в инновационную национальную и мировую экономику;

- интеграция в решение общегосударственных проблем, связанных с повышением благосостояния в первую очередь сельского населения, на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.

Источниками формирования имущества кооператива являются собственные и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива устанавливается его уставом и обосновывается бизнес-планами потребительских обществ.

Собственные средства кооператив формирует за счет паевых взносов, доходов от собственной коммерческой деятельности, доходов от размещения  средств в банках, портфеля ценных бумаг и прочих внутренних и внешних источников собственных средств.

Под паем понимается имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества. Этот взнос может быть непосредственно деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным. Обязательный паевой взнос - паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат. Дополнительный пай - паевой взнос члена кооператива, вносимый им по своему желанию сверх обязательного паевого взноса, по которому он получает дивиденды в размере и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом и уставом кооператива. Наряду с этим пайщик вносит вступительный взнос. Вступительный взнос пайщика соответствует  сумме расходов, связанных с покрытие расходов в результате вступления пайщика в потребительское общество. Размер паевого фонда не должен превышать размер чистых активов кооператива. Если размер паевого фонда кооператива превышает размер его чистых активов, за вычетом средств неделимого фонда, паевой фонд кооператива уменьшается на указанную разницу путем пропорционального сокращения паевых взносов членов кооператива, паевых взносов ассоциированных членов кооператива и приращенных паев членов кооператива.

  Уставом кооператива может быть предусмотрено отнесение определенной части принадлежащего кооперативу имущества в состав неделимого фонда, представляющего собой часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками. Порядок формирования и использования неделимого фонда определяется уставом потребительского общества или союза. Решение об образовании неделимого фонда, его размере, о видах имущества относимого к неделимому фонду принимается на основе единогласного решения членов кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Порядок формирования, распределения и использования средств резервного фонда устанавливается уставом кооператива.

Не смотря на то, что объемы и масштабы системы потребительской кооперации за последние 22 года сократились в десятки раз,  она остается существенным фактором роста социально-экономической эффективности экономики страны. Эта система направлена не только на достижение индивидуальных целей потребителей, работников самой системы потребкооперации и ее пайщиков, т.е. на укрепление их личного благосостояния и социальной защищённости, но и вносит тем самым существенный вклад в реализацию общегосударственных социально-экономических задач  и приоритетных национальных проектов. Она может и способна  стать основным проводником в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей и тем самым принять участие в решение проблемы продовольственной безопасности страны.

 Роль и значение потребительской кооперации в Ставропольском крае выражается в следующем. В настоящее время Ставропольский крайпотребсоюз  (СКПС)  в пределах Северокавказского федерального округа обслуживает более 50% населения, в 305 населённых пунктах, объединяет в своем составе около 35 тыс. пайщиков и 3677 работников системы потребкооперации.  Неся социальную миссию, Ставропольский крайпотребсоюз активно привлекает женщин и молодежь к управлению кооперативными организациями.  В 2010 году  в системе СКПС работало 2868 женщин, что составляет 73,5% от общего числа работников,  и 554 работника в возрасте до 30 лет. Планом развития СКПС на 2012г. предусматривается создание  около 300 новых рабочих мест в районах края.

Ставропольский крайпотребсоюз занимается торговлей, общепитом, закупками, производством и оказанием платных услуг населению. Ведущее место в деятельности крайпотребсоюза занимает торговля, которая обеспечивает 76,1% доходов от обычных (основных) видов его деятельности.

Совокупный объем деятельности крайпотребсоюза в 2010 году составил 2248,4 млн. руб. План совокупного объема деятельности перевыполнен на 3,4%. Перевыполнение плана наблюдается по всем видам деятельности.  Совокупный объем деятельности в сопоставимых ценах увеличился на 68,6 млн. руб., то есть увеличился на 3,4%. Увеличение объемов деятельности вызвано не только ростом цен в текущем периоде, но и ростом объемов реализации продукции в торговых сетях на 2,3%; в общепите – на 2,4%; в оптовой торговле – на 51,3%.

Реорганизация в системе СКПС началась до начала финансового кризиса и продолжалась в  год начала кризиса, что смягчило финансовые последствия общего экономического кризиса на экономические результаты деятельности организаций системы. В результате  реорганизации (сокращения и объединения организаций и потребительских обществ), общее число организаций сократилось на 16. Размер прибыли, приходящейся на 1 потребобщество, увеличился почти на 32%. Количество прибыльных организаций увеличилось на 5, а количество убыточных снизилось на 10. Численность пайщиков сократилась на 15178 чел. Размер паевого фонда увеличился на 1546 тыс. руб. и  концу 2010 года составил 6603 тыс. руб. Количество работников системы КПС сократилось на 388 человек, однако размер среднемесячной заработной платы вырос на 1179,2 рублей.

Реорганизация системы СКПС привела к повышению социальной напряженности среди трудоспособного населения в селах Ставропольского края. Вместе с тем, уровень социальной защищенности работников самой системы повысился, поскольку темп роста заработной платы работников выше темпа роста уровня инфляции. Темп роста заработной платы в 2008 году составил 28,8%; в 2009 году  20,5% и в 2010 году  19,1%. В тоже время, темпы роста заработной платы не превышали темпы роста производительности труда, что свидетельствует о повышении уровня эффективности использования трудовых ресурсов в посткризисный период.

 Финансовый результат деятельности СКПС в 2010 году в сравнении с 2009 годом остался положительным, то есть коммерческая деятельность остается прибыльной, однако его объем снизился: прибыль до налогообложения снизилась на 15445 тыс. руб., а чистая прибыль на 17755 тыс. руб.

Снижение финансового результата обусловлено ростом убытка в торговле на  3020 тыс. руб. и в промышленности на 3440 тыс. руб. Наряду с этим, прибыль сократилась от прочей деятельности. От аренды СКПС получил прибыли на 2093 тыс. руб. меньше, чем в прошлом году,  более чем в два раза сократилась прибыль и по другим видам деятельности, а именно с 26198 тыс. руб. до 10662 тыс. руб., то есть на 15535 тыс. руб.

Прибыль крайпотребсоюз получает не от своей основной деятельности (торговли), а от прочих видов деятельности.  От сдачи объектов недвижимости в аренду в 2009 году размер чистой прибыли составил 28346 тыс. руб., а в 2010 году она снизилась немногим более чем на 2 млн. руб.

Другие виды  деятельности обеспечили получение чистой прибыли в 2009 году 26198 тыс. руб., что  составляло 64,7% от общей суммы чистой прибыли СКПС. В 2010 году эти виды деятельности  принесли почти 47%  от общей суммы чистой прибыли, то есть 10662 тыс. руб. Размер средней чистой прибыли получаемой одним потребительским обществом сократилась с 526 тыс. руб. до 316,1 тыс. руб., то есть в 1,7 раза.

Снижение финансовых результатов и рост объёма финансовых обязательств системы Ставропольского КПС перед контрагентами  в кризисных условиях повлияло и на снижение уровня эффективности  социальной миссии. За два последующих года после начала кризиса крайпотребсоюз увеличил размер средств, направляемых на приобретение и обустройство объектов социальной сферы, на сумму в 1984,2 тыс. руб. Это обусловлено, прежде всего, увеличением расходов на евроремонт объектов торговли и общественного питания на 1855 тыс. руб., а также прочих расходов - на 354 тыс. руб.

Снижение размеров расходов по содержанию объектов социальной сферы и социальной поддержке населения  составило 814,7 тыс. руб. (т.е. меньше на 31,4%), что обусловлено снижением размера чистой  прибыли.

Таким образом, финансовый кризис в комплексе с высоким уровнем конкуренции и финансовых рисков, несомненно, повлиял  на снижение финансовых результатов: прибыль сократилась практически в два раза,  уровень рентабельности продаж  более чем в 6 раз (с 6,3% до 1,0%).  Вместе с тем, товарооборот увеличился в разрезе всех видов деятельности, кроме производства; увеличилось количество организаций с уровнем финансового состояния выше среднего значения по системе СКПС, выросла заработная плата работников системы крайпотребсоюза, а также размер взноса и паевого фонда.

Разнонаправленная динамика финансово-экономических показателей деятельности организаций системы СКПС предопределяет необходимость исчисления комплексной оценки финансового состояния системы с момента начала финансового кризиса по настоящее время. С этой целью нами были разработаны базовые значения критериальных финансовых показателей, которые на период финансового кризиса максимально учитывают реальные экономические, финансовые, социальные и региональные условия, в которых организации осуществляют свою деятельность организации и не противоречат научно обоснованным их значениям (табл.1). При расчете средневзвешенных критериальных показателей учитывался удельный вес структуры деятельности (в райпо СКПС объем торговой деятельности составлял от 85 до 100% от совокупного объема).

Таблица 1

Базовые значения критериальных показателей для расчета комплексной оценки финансового состояния  СКПС

Показатели

Базовые значения

согласно Фибалансу [1]

согласно

науч-метод. лит-ры[2]

Средневзвешенные [1,2]

принятые в расчет

Коэффициенты:

-банкротства

< 0,5

< 0,5

< 0,5

< 0,5

 - обеспеченности собственными оборотными средствами

> 0,1

> 0,1

> 0,24

> 0,1

- текущей ликвидности

 1,1

1-2

 1,1

 1,1

- абсолютной ликвидности

0,05-0,2

0,05-0,2

0,07

0,07

 - соотношения кредиторской и дебиторской задолженности

< 2

< 2

1,1

< 2

Уровень финансового состояния СКПС в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился более чем в три раза, поскольку значение комплексной оценки увеличилось с 4,56 до 14,38. На ухудшение финансового состояния всей системы СКПС повлияло изменение финансового состояния организаций, входящих в его систему. 77,4% кооперативных организация испытывают недостаток денежных средств (не являются абсолютно ликвидными). Неликвидными и неплатежеспособными являются 38,7% кооперативных организаций. 45,2% организаций испытывают недостаток собственных оборотных средств, то есть испытывают недостаток собственных средств для финансирования текущих расходов, связанных с формированием оборотных средств. При этом количество кооперативных организаций, у которых отсутствуют собственные оборотные средства, в сравнении с прошлым 2008 годом увеличилось на 3,2%.В 74,2% кооперативных организациях соотношение кредиторской и дебиторской задолженности значительно выше двух, и их количество в сравнении с 2008 годом увеличилось на 3,2%.   23 из 31 организаций считаются финансово зависимыми организациями, так как их текущая их деятельность финансируется за счет краткосрочных заемных средств (займов и кредиторской задолженности). Однако следует отметить, что 63%  этих организаций пользуется товарным кредитом и поэтому однозначный вывод об их неплатежеспособности и полной финансовой зависимости не однозначен.

Снижение значений коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности (соответственно на 0,08 и 0,04) и рост коэффициента соотношения дебиторов и кредиторов на 0,63  свидетельствует также об ухудшении структуры оборотного и заемного капитала. 

Сложившуюся тенденцию изменения основных характеристик финансового состояния организаций, следует рассматривать как характерную закономерность влияния современного общего финансового кризиса на уровень финансового состояния организаций потребительской кооперации.

Уровень финансового состояния системы СКПС в 2010 году по сравнению с 2009 повысился, поскольку значение комплексной оценки снизилось с 14,38 до 0,74. В связи с этим, можно отметить, что принятые меры по реорганизации системы  Крайпотребсоюза и повышению собственного капитала за счет паевого фонда обеспечили снижение давления общего финансового кризиса на уровень финансового состояния системы СКПС. Уровень финансового состояния повысился почти в 19,4 раз,  и   значительно приблизился к уровню докризисного периода (комплексная оценка в 2007 году составляла 0,71) и к уровню 2008 года, года в котором начался кризис (0,65). Это значит, что по уровню финансового состояния система Ставропольского крайпотребсоюза в 2010 году практически приблизилась к докризисному  уровню.

Вместе с тем, за последние три года после начала финансового кризиса отмечается отрицательная тенденция, которая выражается в снижении уровня обеспеченности организаций  собственными оборотными средствами, и уровня их текущей платежеспособности. Так, значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами по сравнению с 2008г. снизилось на 0,11; коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, соответственно, - на 0,19 и 0,17.Это привело к снижению экономического   доверия   кредиторов,    а именно, к сокращению объемов товарного кредита (т.е.  в снижении объемов товаров, предоставляемых организациям под реализацию).

Финансовая ситуация в системе Ставропольского крайпотребсоюза характеризуется как неустойчивая,  обеспеченность  текущей деятельности   собственными оборотными средства постоянно снижается (табл.2).

Неустойчивый тип финансовой ситуации {0, 0, 1} сопряжен с на­рушением платежеспособности организаций системы, но при этом со­храняется возможность восстановления равновесия путем по­полнения источников собственных средств за счет сокраще­ния дебиторской задолженности, ускорения.

Согласно дополнительным расчетам, обеспечивающим учет специфики финансирования текущей деятельности райпо, установлено, что финансовая ситуация в текущей деятельности организаций ухудшается, однако собственных оборотных средств для формирования запасов с учетом товарного кредита  достаточно.  

Таблица 2

Модель финансовой ситуации в системе СКПС

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Наличие источников формирования за­пасов

1. Собственные оборотные средств (СОС = Капитал и резервы - Внеоборотные активы = ф.1* коды** 490 – 190)

100543

108943

94973

63403

2.Собственные и долгосрочные заемные для формирования запасов (КФ = Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы - Вне­оборотные активы = (ф.1коды 490 + 590- 190)]

108288

138588

120473

94044

3.Основные источники формирования за­пасов (ВИ = Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы + Крат­косрочные кредиты и займы  - Внеоборотные активы  = (ф.1 коды490 + 590 + 610- 190]

292008

302408

301369

293215

Показатели обеспеченности запасов источниками средств предприятия

4.Запасы (ф.1 код 210)

198985

216354

228112

255702

5. Товарный кредит,  -  в % от запасов

60

59

58

54

                                     - в тыс.руб.

119391

127648

132305

138079

6. Запасы с учетом п.5

79594

88706

95807

117623

7.Запасы на 50% обеспеченные СОС;

39797

44353

47904

58812

8.Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:

±ФС = СОС – Зп = (п.1-п.4)

-98442

-107411

-133270

-192299

8.1. с учетом п.5; (п.1-п.6)

20949

20237

-834

-54220

8.2 с учетом п.7

65746

64590

47069

4591

9.Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долго­срочных заемных источников формирования запасов: ± Фт = КФ – Зп = (п.2-п.4)

-90697

-77766

-107639

-161658

10. Излишек (+) или недостаток (-) ос­новных источников формирования запасов: ±ФО = ВИ – Зп = (п.3-п.4)

+93023

+86054

+73126

+37513

11.Трехмерная модель финансовой ситуации: {0, если Ф<0;1, если Ф≥0}

{0, 0, 1}

{0, 0, 1}

{0, 0, 1}

{0, 0, 1}

Примечание. В табл. ф.1* коды** - это коды статей Бухгалтерского баланса предприятия

Тенденция сокращения собственных оборотных средств (п.8; п.8.1.; п.8.2) свидетельствует о снижении кредитного доверия со стороны поставщиков.

Основными направлениями улучшения финансового состояния являются: кардинальный пересмотр политики управления финансовыми ресурсами, которая должна предусматривать следующие цели:

- оптимизация структуры оборотного капитала за счет нормирования оборотных активов;

-устранение нарушений финансовой дисциплины в части финансирования оборотных активов, которые, в первую очередь,  выражаются в  отсутствии у одних и недостатка у других организаций собственных оборотных средств;

- повышение эффективности использования собственных средств за счет эффекта финансового рычага;

Система потребительской кооперации оказалась жизнеспособной в условиях финансового кризиса и при поддержке государства, укрепления своих конкурентных преимуществ, модернизации и развития материально-технической базы может и в дальнейшем оставаться единой комплексной социально-экономической структурой поддержки экономического роста и повышения уровня жизни, в первую очередь, сельского населения в Северокавказском регионе.

Список литературы:

1. Сухова Л.Ф.,  Любенкова Е.П., Урядова Т.Н.  PHIбаланс (фибаланс) как эталон оценки финансовой деятельности предприятий  (Науч. изд.). М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Сухова Л.Ф.,  Глаз В.Н., Чернова Н.А. Анализ  финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации / Учеб. пособие (Гриф ЦС РФ). М.: Финансы и статистика, 2006.