Инновационный менеджмент (Кушнир И.В.)

ФПГ, совместное предприятие, стратегический и научно-технический альянсы

Наиболее эффективным способом привлечения финансовых ресурсов в отраслевую науку является создание финансово-промышленных групп (ФПГ).

В России деятельность по формированию ФПГ определена Указом Президента Рф «О создании ФПГ в РФ», а также постановлением Правительства РФ «О программе содействия формированию ФПГ». При создании ФПГ преследуются следующие цели:

  1. Концентрация инвестиций на приоритетных направлениях развития экономики.
  2. Финансовая поддержка промышленных новаций.
  3. Увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий.

Для стимулирования деятельности по созданию ФПГ государство предоставляет льготы по налогу на операции с ценными бумагами, по амортизации основных производственных фондов. Перспективными направлениями при формировании ФПГ являются:

  1. внедрение технологий двойного назначения;
  2. конверсия оборонных предприятий;
  3. производство ресурсосберегающей продукции машиностроения;
  4. увеличение нефте– и газоотдачи нефтяных и газовых пластов.

Формами межфирменного инновационного сотрудничества являются совместные предприятия и стратегические альянсы. Совместное предприятие – организация межфирменного сотрудничества посредством слияния фирм-партнеров и образования нового предприятия, в котором управленческая ответственность разделена между фирмами-партнерами. Типы совместных предприятий по виду осуществляемой деятельности:

  1. сотрудничество между фирмами только при осуществлении исследований;
  2. обмен технологиями, ноу-хау;
  3. разработка нового продукта;
  4. сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла продукции.

Стратегические альянсы – временные кооперативные соглашения между компаниями, не предполагающие слияния или полного партнерства. Научно-технические альянсы делятся на:

  1. научно-исследовательские;
  2. научно-производственные.

Научно-исследовательские альянсы осуществляют разработку научно-исследовательского проекта. Научно-производственные альянсы создаются для разработки, производства и реализации новой продукции.

Стратегические преимущества создания совместных предприятий и альянсов при осуществлении инновационной деятельности заключаются в следующем: использование эффекта масштаба в производстве и/или маркетинге нового продукта; доступ к разработкам и ноу-хау партнера; возможность проникновения на труднодоступные рынки.



Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент