Экономика предприятия (Кушнир И.В.)

Маркетинговая деятельность на предприятии

Концепция маркетинга - это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия, идеология, стратегия и политика деятельности предприятия. Некоторые предприятия придерживаются одной концепции маркетинга весь период своей деятельности, другие меняют ее в зависимости от динамики внешних и внутренних факторов, имея альтернативные концепции. Большинство же придерживаются нескольких концепций сразу, ориентируясь на определенные товары или рынки. современная концепция маркетинга ориентирована на потребителя, удовлетворение потребностей. Главное в маркетинге - это целевая ориентация всей хозяйственной деятельности на эффективное достижение поставленных рыночных задач. Эти задачи могут быть решены в том случае, если будут расширяться объемы сбыта продукции, а это предполагает наиболее полный учет запросов потребителя.

Существует пять концепций маркетинга:

  1. производственная концепция (совершенствование производства);
  2. торговая концепция (концепция интенсификации коммерческих усилий);
  3. продуктовая концепция (совершенствование товара);
  4. традиционная маркетинговая концепция;
  5. социально-этичный маркетинг.

Производственная концепция подразумевает завоевание рынка за счет совершенствования процесса производства, а значит, снижения уровня издержек и повышения производительности и эффективности. Эта концепция ориентируется на товары серийного и крупносерийного производства с высокой эффективностью и низкими издержками для потребителей с невысокими доходами.

Торговая концепция основывается на интенсификации коммерческих усилий с целью обеспечения необходимого объема продаж. Здесь акцент делается на совершенствование торговой техники и рекламы, использование всех рычагов элементов маркетинга.

Продуктовая концепция подразумевает завоевание рынка за счет выпуска продукции, которая превосходит существующие аналоги по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам. Она ориентируется на товары серийного и штучного производства с повышенными издержками для потребителей, заинтересованных в качестве товара и готовых за него платить.

Традиционная концепция ориентирует на создание более конкурентоспособной продукции для определенного рынка или определенных категорий потребителей, для чего необходим анализ потребностей и мотивации спроса потребителей на продукцию, на основе которого составляют программы производства.

Социально-этичная концепция направлена на осуществление с помощью инструментов маркетинга баланса между потребностями и желаниями потребителей, целями производителей и долгосрочными интересами общества. Она нацеливает на рационализацию потребления, гуманизацию производства и экологическую защиту общества от нежелательных процессов производства.

Таким образом, маркетинг - деятельность в сфере рынка, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.



Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия