Каталог статей

Аношин А.В.

Профессиональное образование как фактор трудовой социализации молодежи

В общепринятом понимании, основанном на законодательно установленных возрастных границах, молодежь – это юноши и девушки в возрасте от 14 до 30 лет. Вместе с тем, несмотря на объединение в одно понятие, эта специфическая группа населения неоднородна по своему составу, наблюдается значительная дифференциация отдельных групп молодежи практически по всем социальным показателям, в том числе с точки зрения их трудового поведения. Особой спецификой обладают молодые люди, впервые вступающие в трудовую жизнь.

Одной из устойчивых тенденций развития современного рынка труда является сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже полученной профессией (специальностью), и одновременное увеличение численности тех, кто пытается трудоустроиться, не имея не только профессионального, но, зачастую,  и общего образования.

Как показывают социологические исследования, на определенном этапе социализации возникает противоречие во влиянии двух разных по сути институтов социализации на поведение молодых людей, а именно: «семьи», преимущественно позитивно оценивающей выбор молодого человека  работать в силу экономических причин, и «системы образования», привлекающей перспективой получения профессии. Несмотря на объективное стремление молодых людей к получению квалификации, профессионального образования, понимание его значимости, высокая ставка дисконтирования подростков в силу их возраста и позитивного отношения института «семьи» к трудовой деятельности молодых людей зачастую демотивирует их учиться в целях получения профессионального образования. Необходимость получения образования все же есть, но определяется она атрибутивной значимостью, то есть получением диплома, установлением деловых связей и т.д. Такая необходимость в образовании возникает в поведенческих установках молодежи несколько позже, наличие данного дополнительного  атрибута – диплома – важно для повышения социального статуса молодых людей в процессе дальнейшей трудовой социализации. Сложившаяся ситуация современной ускоренной социализации подростков сложилась в силу значительных социально-экономических трансформаций общества последних лет, сопровождающихся частичной материализацией системы ценностей молодежи.

Имеющее место противоречие во влиянии двух институтов социализации на поведение молодых людей проявляется на практике далеко не однозначно. Наличие факторов взаимовлияния образовательной и трудовой социализации можно определить, через стремление молодых людей получить в будущем интересную и высокооплачиваемую работу. Молодые люди понимают, что образование необходимо, но насколько глубокое и в каких формах, для них до определенного времени остается не осмысленным фактом. При этом активность по отношению к включенности в трудовую деятельность поддерживается необходимостью иметь собственные деньги, в том числе на оплату образовательных услуг.

Таким образом, в процессе социализации молодежи образование играет значимую роль, но степень его влияния во многом определяется ценностными установками, сформированными в семье, как агенте социализации прямого воздействия. Молодые люди, преследуя одну из целей успешной жизни – «иметь интересную, высокооплачиваемую работу», осознают необходимость образования для ее достижения, скорее как необходимого, а не достаточного фактора, тем самым определяя образование как атрибутивный фактор своей трудовой социализации.

По мере социализации в рамках высшего учебного заведения ценностные ориентации студентов имеют тенденцию изменения, хотя значимость самого учебного заведения профессионального образования как агента социализации в этом процессе крайне мала. В поисках самого себя студенты отталкиваются от ценностных ориентаций, привитых семьей – базовым институтом социализации, и как показывают исследования, влияющим на молодых людей в течение очень длительного времени, пытаясь проецировать полученные ценности на свою собственную жизнь. Однако, не менее значимой, сформированной в процессе вторичной социализации является ценность материального благополучия, для реализации которой, как представляют сами молодые люди, образование (диплом) играет не последнюю роль.

Характерной особенностью современного рынка труда и сферы занятости населения, влияющей на трудовую социализацию молодежи, является расхождение представлений работодателя с реальными характеристиками молодых специалистов, сочетающееся с далеко не всегда обоснованными представлениями молодежи о путях социальной и профессиональной адаптации при вступлении в трудовую жизнь. Это проявляется, прежде всего, в выборе молодым человеком профессии, а в последующем – в определении перспектив собственного трудоустройства по данной специальности. В настоящее время в России вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства. Практика показывает, что выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе.

Первостепенная задача учреждений профессионального образования – максимально помочь будущему молодому специалисту уже в процессе обучения сформировать ясное представление о востребованности и конкурентных преимуществах получаемой профессии.

Литература:

  1. Гневашева В.А. Социально-экономическая значимость образования в развитии современного общества.М.: МосГУ, 2010. – 188 с.
  2. Руденко Т.Т., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда ([сылка более недоступна}