Каталог статей

Тарасова В.В.

Процессный подход к управлению предприятием

         Сегодняшний обстоятельный научный подход к изучению менеджмента,  закономерностей формирования эффективного и результативного производства, а также методов его совершенствования представляет собой одно из положительных явлений современной экономической и общественной жизни. Однако, объективно отмечая наличие качественного научного основания современной теории менеджмента, не стоит рассматривать менеджмент как сформировавшуюся область научного знания, у специалистов которой на все вопросы есть единственно верные ответы. В действительности, эта область знаний очень молодая, которая переживает исключительно быстрое развитие. В современном менеджменте возникают новые концепции, сталкиваются различные точки зрения, идёт борьба идей, соревнуются различные подходы. Периоды резких изменений сменяются периодами относительной стабильности. [1]

         Примером таких изменений, является процесс развития теории и методов управления процессами для обеспечения качества.

         В настоящее время стандартного понимания процессного подхода к управлению предприятием нет. Одни компании активно продвигают методику построения сбалансированных показателей управления (англ. - Balanced Scorecard, BSC), другие - создание так называемой «процессной модели предприятия» с использованием программных продуктов для моделирования бизнес-процессов организаций, таких как ARIS (акроним от англ. Architecture of Integrated Information Systems,) или IDEF (от англ. Icam DEFinition), третьи призывают сразу взяться за внедрение всеобщего управления качеством (англ. Total Quality Management) и т.п. Несмотря на многообразие подходов, следует выделить одно понимание процессного подхода, основанное на комплексном, системном рассмотрении деятельности организации как совокупности процессов, разработке системы управления процессами с использованием принципов стандартов международной организации по стандартизации (англ. International Organization for Standardization, ISO) как наиболее оптимальное.

         Требования, устанавливаемые стандартами к разрабатываемой на пред­приятии системы менеджмента качества, являются универсальными, поэтому, независимо от размера и специализации, каждое предприятие может разработать свою, индивидуальную систему ме­неджмента качества, которая будет эффективно работать и приносить положи­тельные результаты.

         Для внедрения процессного подхода в «Научно-производственном центре трансфузиологии» (далее - НПЦТ) был составлен план, включающий:

- создание реестра процессов;

- оптимизацию на основе системы процессов организационной структуры организации;

- регламентацию деятельности в той степени, которая необходима для организации управления процессами;

- внедрение инструментария качества для управления процессами;

- разработку системы показателей;

- разработку и внедрение системы мотивации, ориентированную на улучшение процессов.

         Реестр основных и вспомогательных процессов был создан для систематизации областей деятельности и выстраивания их иерархии.

         Реестр процессов НПЦТ был разработан после анализа источников [3], [4], концепции М. Портера и классификации процессов предложенной Международной Бенчмаркинговой Палатой (англ. International Benchmarking Clearinghouse) [5].

         После того как в организации была сформирована сеть процессов, каждый процесс подлежал формализации с необходимой степенью детализации.

         НПЦТ, по численности работников отнесено к предприятию средней величины, поэтому использование довольно серьёзных средств моделирования, таких как ARIS, не представилось возможным. Были использованы инструменты, требующие минимальных бюджетов - таблицы MS Excel и PowerPoint. Также инструменты различались в зависимости от уровня детализации  процессов.

         В качестве базы для описания деятельности предприятия на верхнем уровне и принятия соответствующих этому уровню управленческих решений использовались цепочки создания ценности (ЦСЦ). Кроме выше отмеченных инструментов, некоторые ЦСЦ были созданы в нотации IDEF.

         Описание деятельности в виде процессов на более детальных уровнях, прошло с применением схемы потоков работ (англ. Work Flow). Суть его - в отображении последовательного осуществления функций (работ, операций). При описании форматы Work Flow имели различия, но принципы построения были схожи. [6]

         Можно отметить, что использование специализированных инструментов  для описания процессов, а не текстовой формы, обеспечило необходимое качество описания, минимизировало затраты на сопровождение, позволило использовать это описание для различных целей.

         Особое место было уделено параметру улучшения качества, входящего в состав восьми принципов менеджмента качества. Так как для обеспечения качества необходима постоянная деятельность, направленная на непрерывное улучшение процессов, повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, развитие методов и средств в этой области.
         Для реализации процесса улучшения были использованы:

- система показателей;

- методы (инструменты) совершенствования процессов.

         С целью выделения наиболее важных процессов, подлежащих совершенствованию в первую очередь, была проведена процедура ранжирования процессов с использованием экспертного метода.

         В результате была получена ранжированная система процессов в порядке их «веса» и с учётом компетентности экспертов. [7]

         Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти те или иные требования, - это самый трудный элемент в процессе управления.

         Проведение количественной и качественной оценки процессов помогло выявить критические точки, выбрать правильные методы совершенствования, а после его осуществления получить уверенность в том, что новые процессы объективно лучше прежних.

         Управление процессами включило в себя определение характеристик качества процесса, включая:

- результативность;

- эффективность;

- дополнительные характеристики.

         Эффективность явилась экономической оценкой, а результативность и дополнительные характеристики послужили социальными оценками деятельности.

         Особо необходимо остановиться на использовании инструментария качества для улучшения процессов. Требования ISO не ограничивают в выборе соответствующих инструментов, каждая организация сама вправе определить их набор. Если при выборе инструментов описания процессов, главным барьером явились «финансы» и размер организации, то при выборе методов улучшения процессов, таковым был «персонал». То есть недостаточная компетентность в данном вопросе. Исходя из этого, был выбран инструментарий не требующий большого объёма специфических знаний.

         Задание приоритетов было произведёно путём проведения самооценки организации. После решения о том, какой из процессов подлежал усовершенствованию в первую очередь, следующий логический шаг - это документирование и понимание (блок-схема, диаграмма Парето). Для анализа проблемы использовались гистограммы. Для генерации идей - метод мозгового штурма. Совершенствование процесса осуществлялось путём применения методов упрощения, идеализации, бенчмаркинга.

         По результатам анкетирования, проведённого в НПЦТ, около 50 % предложений по улучшению работы были связаны с денежным вопросом (премии, увеличение заработной платы и др.). Поэтому появились основания считать, что первичным фактором выработки мотивации у сотрудников является внешняя форма вознаграждения, выраженная в денежном эквиваленте.

         Было принято решение пересмотреть традиционную систему компенсации и постепенно переходить на тарифную систему при выплате премий. Был разработан проект листка-учёта эффективности.

         Управление предприятием, основанное на процессном подходе, является многоплановым, сложным явлением в системе менеджмента качества. После реализации всех пунктов плана внедрения процессного подхода произошло следующее:

- обеспечение стратегической направленности деятельности;

- автоматизация технологий выполнения процессов;

- определение точек контроля и критических точек в процессах;

- устранение «ничейных полей», т.е. участков деятельности (при описании сквозных процессов);

- повышение мотивации сотрудников к совершенствованию и повышению производительности труда.

Литература:

1. Рубаник Ю.Т. Качество как универсальный язык менеджмента постиндустриальной эпохи. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Процессный подход в управлении. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Компания Process-expert. Перечень типовых бизнес-процессов предприятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна}

4. Новиц А.Л. Идентификация процессов СМК. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна}

5. Сеть процессов на предприятии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна}

6.  Репин В.В. Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация. Изд.: Стандарты и качество, 2007. - 240 с.

7. Кулешов В.К., Корнев В.А. Моделирование процессов контроля и принятия решений. Изд.: Томский политехнический университет, 2011. - 113-121 с.