Каталог статей

Банслова В.Б.

Оценка конкурентоспособности образовательных услуг

Степень насыщения современного российского рынка образовательных услуг требует от образовательных учреждений значительных усилий для успешного их продвижения, что возможно только при обеспечении высокой степени конкурентоспособности предлагаемых образовательных услуг. В связи с этим весьма актуальной становится проблема разработки методологии определения и количественной оценки конкурентоспособности данного специфического вида товара.

Многие существующие отечественные методики оценки конкурентоспособности образовательных услуг объединяет ряд недостатков, например, таких, как

1. используемая система показателей (например, спектр учебных программ, содержание учебных программ, привлечение специалистов-практиков к проведению занятий, методическое обеспечение, преподавательский корпус, состав и оборудование учебных аудиторий) отражает, в первую очередь, внутреннюю среду образовательных учреждений и слабо учитывает их конкурентные преимущества с позиции потребителей;

2. отсутствие оценок качества разработанных и предлагаемых вузом образовательных программ;

3. не в полной мере учитываются основные рыночные показатели конкурентоспособности, например такие, как цена, спрос на образовательные программы со стороны потребителей и др.

Причина указанных недостатков, по-видимому, в том, что авторы методик подчас смешивают два существенно разных понятия: конкурентоспособность продукта (образовательной услуги) и конкурентоспособность фирмы (образовательного учреждения), которые следует рассматривать отдельно.

Автором предлагается использовать следующие ключевые положения, как основу методологического подхода при оценке конкурентоспособности образовательных услуг (ОУ).

Во-первых, конкурентоспособность товаров и услуг является относительным показателем и может быть оценена только в сопоставлении с другими аналогичными товарами или услугами (при этом, как правило, один из представленных на рынке товаров рассматривается как базовый, с которым производят сравнение).

Во-вторых, конкурентоспособность определяется как отношение потребительских качеств, полезности товара или услуги к цене потребления (включающей все затраты, связанные с их приобретением и использованием).

В-третьих, на конкурентоспособность существенно влияет уровень соответствия оцениваемого товара или услуги государственным и международным стандартам и другим нормативным требованиям.

Исходя из этих принципов, конкурентоспособность образовательной услуги может быть рассчитана как интегральный показатель, образованный, в свою очередь, из трех комплексных показателей:

                                                                        

                                 J  =    ———                                        

                                                           Jэ       

, где:

J         - интегральный показатель конкурентоспособности ОУ;

Jн        - комплексный показатель конкурентоспособности ОУ по нормативным

             параметрам (оценивающий уровень соответствия стандартам);

Jк        - комплексный показатель конкурентоспособности ОУ по потребитель-

             ским параметрам (отражающий качество учебной программы);

        - комплексный показатель конкурентоспособности ОУ по экономичес-    

              ким параметрам (определяющий цену потребления);

aн,  aк,  -  весовые коэффициенты комплексных нормативного, качественного

                      и экономического показателей соответственно.

Опираясь на описанный подход к понятию конкурентоспособности образовательной услуги и результаты проведенного автором маркетингового исследования потребителей ОУ, можно предложить следующий набор комплексных показателей и единичных параметров для оценки конкурентоспособности услуг в области образования.

1. Комплексный показатель по нормативным параметрам

Оцениваемые единичные параметры:

· аттестация;

· аккредитация;

· наличие государственного диплома о высшем образовании, переподготовке или повышении квалификации;

· наличие международного сертификата соответствия или диплома;

· признание диплома за рубежом.

2. Комплексный показатель по потребительским параметрам.

Оцениваемые единичные параметры:

· набор изучаемых курсов и их фундаментальность;

· практическая значимость приобретаемых знаний, умений и навыков;

· уровень качества преподавания (квалификация преподавателей);

· уникальность (наличие или отсутствие аналогов);

· комплексность используемых методов обучения;

· длительность обучения;

· многовариантность (набор предлагаемых форм обучения);

· наличие и качество сопутствующих услуг;

· возможность трудоустройства по окончании учебного заведения и должностной уровень выпускников;

· средняя стартовая заработная плата выпускников по данной программе обучения.

3. Комплексный показатель по экономическим параметрам

Оцениваемые единичные параметры:

· стоимость обучения (для предприятий, физических лиц);

· использование скидок к цене, их формы и значимость;

· возможность частичной или полной компенсации оплаты обучения (за счет госбюджета, учебного заведения, предприятий-работодателей);

· наличие и условия предоставления образовательного кредита учащимся.

     Комплексные показатели рассчитываются как средневзвешенное среднее единичных показателей с учетом удельного веса оцениваемых параметров. Автором разработана методика экспертной оценки весовых коэффициентов показателей, а также процедуры использования предложенной методики оценки конкурентоспособности ОУ.