Каталог статей

Осипова Е.А.

Особенности моделирования развития сферы услуг

В современных условиях при стремлении экономики к развитию, повышению конкурентоспособности и росту рентабельности нужно учитывать динамику внешних воздействий и потенциальных возможностей развития. Для реализации этих возможностей необходимо прибегать к прогнозированию.  Особое место прогнозирование занимает в управлении сферой услуг, которая характеризуется неоднородностью, сложностью прогнозирования и множеством факторов оказывающих влияние на ее развитие.

В последние 20 лет доля сферы услуг в ВВП увеличилась почти в 2 раза (с 34,9% в 1990 до 55,9 в 2010 гг.), этот же показатель развитых стран составляет в среднем 2/3 общего объема ВВП [1].

При моделировании развития сферы услуг необходимо учитывать множество факторов. Комплексная модель развития сферы услуг образуется из системы моделей:

КМ= {Мвпбфпдо},

где КМ – комплексная модель,

Мв – модель взаимосвязи материального производства и сферы услуг,

Мпб – модель соотношения платных и бесплатных услуг,

Мф - модель анализа динамики развития социальной инфраструктуры,

Мп  - модель определения приоритетности развития отраслей,

Мд – модель динамики развития сферы услуг,

Мо – оптимизационная модель[2].

Результатом такого моделирования является вариант перспективного развития сферы услуг обучения по основным показателям. Полученные показатели можно использовать в различных направлениях: как долгосрочный ориентир развития; применятся в качестве критериев оценки достигнутого уровня развития; служат критериями в оптимизационных расчетах и т.д.

Рассмотрим характеристики каждой модели более подробно. Модель взаимосвязи развития производства и сферы услуг(Мв) строится методом композиции и декомпозиции и включает в себя производственные и социальные факторы. Показатели этой модели позволяют оценить сложившиеся тенденции развития и проанализировать воздействие на макропоказатели развития национальной экономики. Структурные параметры, определяемы в результате расчетов отражают сложившиеся соотношения производства и сферы услуг, а так же воздействие сферы услуг на национальную экономику.

Модель соотношения платных и бесплатных услуг (Мпб) используется для анализа развития экономики. Развитие сферы услуг зависит от темпов роста денежных доходов населения, а так же от возможностей государства выделять средства на социальные нужды. Планирование соотношения темпов роста платных  и бесплатных услуг определяется долгосрочными целями с учетом экономической ситуации в стране и в отдельных регионах, при этом не нарушая принципов социальной справедливости, так как посредством бесплатных услуг общество обеспечивает их доступность независимо от доходов.

Модель анализа динамики развития социальной инфраструктуры (Мф) реализуется через факторный анализ и метод главных компонент. Целью факторного анализа является представление в строгой и компактной форме взаимосвязей между исходными показателями. Результат моделирования отражает такие показатели как пропорции в развитии отдельных отраслей сферы обслуживания и дает возможность ранжировать и сопоставить территории по уровню развития сферы услуг.

Модель определения приоритетности развития отраслей (Мп ) строится через качественный анализ посредством экспертных методов (ранжирование,  оценка по интервальной шкале, метод парных сравнений, метод предпочтения, метод прогнозного графа, метод Дельфи и т.д.).  Методы экспертного оценивания основываются на суждениях отдельных экспертов, поэтому результаты носят субъективный характер. Результаты экспертных оценок используются при анализе сложившейся ситуации и в перспективных разработках, выявляются отрасли лидирующие или отстающие и предлагаются мероприятия по поддержанию нормального уровня развития.

Моделирование динамики развития отраслей сферы услуг (Мд) возможно посредством пассивного и активного прогнозирования. Пассивный прогноз строится на предположении о том, что в прогнозном периоде сохранятся существующие тенденции и могут выражаться через модель тренда, построенную методом экстраполяции. Активное прогнозирование возможно осуществить имея только информацию об условиях развития с помощью экспертных методов.

Задача оптимизационной модели (Мо) определение основных параметров эффективного состояния исследуемого объекта через нелинейные функции. Данная модель позволяет определить оптимальные прогнозные уровни реализации услуг по отраслям сферы с учетом ограниченности основных видов ресурсов.

Данные методы и модели применяются для прогнозирования развития сферы услуг в целом, построения динамики спроса и прогнозирование развития отдельных отраслей сферы услуг. Точность прогнозов обусловлена достоверностью исходных данных, которые имеют временной лаг, в связи с этим необходимо учитывать погрешность при расчетах.

Литература:

1. Регионы России. Социально экономические показатели. 2010: Стат.сборник / Росстат. М., 2011. – 990с.

2. Вассерманис Э.К. Прогнозирование развития сферы услуг. – Рига: Зинатне. 1990. – 168 с.

3. Леонова Ж.К. Сценарии развития государственно-частного партнерства в подготовке кадров для предпринимательства // Национальные интересы приоритеты и безопасность. – М.,  2012, № 22