Каталог статей

Хубиева Д.К.

Система целеполагания промышленного предприятия

Модель формирования системы целей промышленного предприятия строится на базе системы мотиваций применяемых на разных уровнях управления фирмой.

Комплекс целей фирмы зависит от выбора вида характера долгосрочности работы фирмы, и имеют временный характер. Например, краткосрочные цели устанавливаются производственной, сбытовой, конъюнктурной стратегиях фирмы, имеют долгосрочный характер целей, формируются при маркетинговой стратегии.

Цели можно классифицировать:

1.По уровню постановки и решения (порядка решения) цели различают:

Рассматривая цели промышленного предприятия в рамках простого воспроизводства (постоянное повторение, непрерывное возобновление общественного процесса производства), весь прибавочный продукт поступает в личное потребление и отсюда цепочку целей фирмы можно представить следующей схемой (рис.1)

Рис.1 Схема системы целей при простом воспроизводстве

Простое воспроизводство – организация производства, производственной системы одного продукта, как правило, на основе конъюнктурной (кратковременной) случайной стратегии.

Первый уровень иерархии целей:

· основные цели – экономические (эти цели связаны с  уровнем развития общества, являющиеся основой формирования и организации предприятия.

Второй уровень иерархии целей:

· производственные цели, связанные со стратегией развития предприятия и с системой экономического порядка в обществе;

· с развитием рынка, величиной спроса и предположения товара (товаров);

· сбытовые цели.

При естественном желании собственника множество раз повторить производственный и сбытовой процессы, т.е. создать СЭПС в условиях долговременности, возникает проблема организации расширенного воспроизводства.

При этом размеры производства увеличиваются, что предполагает систематическое использование определенной части прибавочного продукта на производственное потребление.

Это производственное потребление является результатом – реакцией на обязательное выявление и постановку большого числа новых целей, как целей внешней среды, так и целей внутренней среды.

Цели третьего уровня. Это цели связанные с долгосрочным характером деятельности предприятия. Здесь появляется потребность знать тенденции развития рынка, товара фирмы и значит, появляется маркетинговая цель. В строгой связи с этой целью появляются научно-технические цели, новые производственные цели. Для обеспечения устойчивости предприятия в долгосрочном плане появляются социальные цели. Для обеспечения целесообразности целеполагания появляется инновационная цель, которая как особый инструмент изменяет (улучшает все другие цели) (Рис.2).


Рис 2. Схема системы целей при расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство – организация производства товара с модификациями, с большим масштабом производства (другого типа производства), в условиях диверсификации товарных групп.

2. По степени независимости цели от сознания человека цели классифицируют на объективные и субъективные.

Цели деятельности вытекают из потребностей и имеют иерархическую структуру с развитыми связями между целями одного уровня и целями других уровней. Отметим общие закономерности формирования целей в экономических системах:

· «большие», общественные цели не складываются из «маленьких». Цели складываются на высшем уровне общественной системы и распадаются на цели ее подсистем;

· основным фактором формирования цели каждой экономической системы является требование вышестоящей системы. Это правило системного подхода;

· цель высшего уровня достигается посредством достижения целей, на которые она распадается;

· средства к достижению цели являются ее подцелями и, в свою очередь, становятся целями низших уровней.

Разделяя цель высшего уровня на подцели, следует выделять следующие цели:

· цели, формируемые внешними и внутренними факторами;

· цели формирования, организации, развития;

· цели текущей, ближайшей перспективы и стратегической перспективы;

· цели верхнего уровня формируются в общем виде, по мере перехода на низшие уровни цели все более детализируются и конкретизируются;

· цель системы должна быть едина, но если система является большой и сложной, цель выражается в виде развернутой структуры целей составляющих ее подсистем;

· цели подсистем (элементов) возможно могут быть противоречивы, но эта противоречивость должна устраняться системной мотивацией. Непротиворечие устанавливается управленческим способом.

Необходимость обязательного базирования системы стратегического управления предприятием на системном целеполагании связано, в том числе с тем, что на российских рыночных предприятиях сложился сложный социально - этический климат. Главная причина – относительная молодость капитализма в стране, «синдром выживания». Потребности современного работника, которые лежат в основе его целей – многоаспектны, многогранны.

Литература:

1. Ершов В. Ф. Реструктуризация производственных систем в машино­строении. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - 215 с.

2. Краюхин Г.А. Экономика предприятия. Часть 4. Организация производства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. - 102 с.