Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кузнецова С.Н. Промышленные парки, как механизм повышения эффективности малых и средних производствПереход от отраслевой системы управления в российской промышленности к корпоративной привел к дезинтеграции промышленных предприятий, которые имеют общую цепочку создания ценности. В частности, сместился центр принятия решений о производственном взаимодействии от отраслевых министерств, к разрозненным приватизированным предприятиям. Объективно это привело к сокращению отечественных предприятий, осуществляющих производства компонентов для российского машиностроения. В результате, значительно вырос импорт компонентной базы машиностроительной продукции. Потребовалось время и определенные усилия государства по нормализации ситуации через создание системы холдингов и активизацию экономической политики государства.В тоже время, изучение подходов осуществления производственной деятельности на промышленных отечественных предприятиях, позволяет констатировать, что обеспечение их конкурентоспособности в ближайшие годы, будет связано с созданием межфирменных производственных сетей (Табл. 1.). Для развития региональных межфирменных производственных сетей в отечественном машиностроительном комплексе, в последние годы уже активно используются такие структуры как: кластеры, госкорпорации, и стратегические альянсы. В тоже время, они в первую очередь, ориентированы на интеграцию крупных хозяйствующих субъектов и целью реализации амбициозных инвестиционных проектов. Однако одной из важных организационно - экономических особенностей машиностроительной отрасли, является наличие множества, относительно небольших узкоспециализированных поставщиков компонентов для крупных предприятий, осуществляющих производство конечной продукции. Таблица 1 Эволюция подходов осуществления производственной деятельности на промышленных отечественных предприятиях
Построение интегрированной межфирменной производственной сети для таких организаций, представляется возможным на основе создания региональных промышленных парков, на базе крупных машиностроительных предприятий. Промышленные парки создают условия для повышения эффективности малых и средних производств. В первую очередь за счет решения проблемы доступа к земле и производственным помещениям. Во-вторых, за счет уменьшения бюрократической волокиты. В-третьих - за счет снижения потребности в финансировании. Таким образом, промышленные парки являются эффективным инструментом интеграции малых промышленных предприятий в структуры промышленных кластеров. Рассмотрим примеры создания промышленных парков в России. ОАО «КАМАЗ» реализует масштабный проект реинжиниринга. В планах компании – наполовину уменьшить площади, в десятки раз сократить парк оборудования и на 70 % уменьшить номенклатуру, производимую на «КАМАЗе». Автогигант передает производство автокомпонентов на аутсорсинг. «КАМАЗ» кооперируется с иностранными компаниями, а также взаимодействует с малыми и средними предприятиями на базе «Камского индустриального парка «Мастер». Как известно, качество автомобилей в первую очередь определяет качество автокомпонентов. В ближайшем будущем потребности «КАМАЗа» в компонентах увеличатся в несколько раз. Однако автогигант постепенно отказывается от их самостоятельного производства, предпочитая работать по системе аутсорсинга. Такой подход позволяет снижать затраты на обновление технологического облика грузовиков «КАМАЗ» и открывает доступ к современным западным технологиям. Таким образом, реализуется крупномасштабный проект реинжиниринга предприятия. Будущее за стратегическим партнерством ОАО «КАМАЗ» как стратегический партнер предлагает такую форму взаимодействия, как промышленный (автомобильный) кластер. 70 % производства частей и узлов планируется распределить между российскими и иностранными поставщиками (ZF, Steyr, WABCO, Knorr Bremse, RBL, Webasto, GWB, Bosch, Borg Wagner, Schwitzer и др.). Главный пункт условий сотрудничества – соответствие продукции международным стандартам качества ISO 16000.Самые яркие проекты в рамках новой политики связаны с созданием совместных предприятий с зарубежными партнерами. Первый проект с участием иностранного капитала – «ЦФ Кама» – совместное предприятие германского концерна Zahnrad Fabrik и ОАО «КАМАЗ» по производству коробок передач для тяжелых грузовиков. Основное преимущество комплектации грузовиков немецкими механизмами состоит в значительной экономии топлива. Планируется, что к концу 2012 г. Инвестиции в проект «ЦФ Кама» возрастут до 150 млн евро. К этому сроку СП наладит выпускать 87 тыс. коробок передач. Предполагаемая выручка должна составить 260 млн. евро. В рамках проекта «Камминз Кама» также планируется строительство завода. Первые три года производство будет налажено на базе ОАО «КИП „Мастер“». Второе СП – «Камминз Кама» по производству двигателей серии В мощностью 140 – 275 л. с. для российского рынка создано в партнерстве с американской фирмой Cummins Inc. Производство предполагает 24 тыс. двигателей в год (экологического уровня «Евро-2» с последующим переходом на «Евро-3» и «Евро-4»). Наконец, совсем недавний проект. ОАО «КАМАЗ» и немецкая компания «Кнорр-Бремзе» подписали соглашение о создании СП по выпуску тормозных механизмов. После перехода СП на ежегодный оборот в 80 млн евро капитализация ООО «КАМА» должна подняться до 15 млн евро. «Камский индустриальный парк „Мастер“» – одно из звеньев зарождающегося автомобильного кластера и пример функционирования технопарка, ориентированного на машиностроительную отрасль. Его появление было вызвано необходимостью в кратчайший срок создать современные, экономически эффективные производства по выпуску автокомпонентов, которые невыгодно изготавливать в условиях крупного предприятия. КИП «Мастер» выступает связующим звеном для представителей малого, среднего и крупного бизнеса. По оценкам экспертов, каждое рабочее место в автомобильной промышленности создает до 10—12 рабочих мест в смежных отраслях экономики. Российская автомобильная промышленность постепенно трансформируется и интегрируется в мировую. Так, установилось деловое сотрудничество с рядом крупных зарубежных фирм (GM, Ford, BMW, Renault и др). Промышленная политика Правительства РФ недостаточно внимания уделяет развития промышленных предприятий малого и среднего бизнеса. А именно они, являются поставщика комплектующих для крупных промышленных предприятий региона и предопределяют конкурентоспособность их продукции. Так, недостаточное развитие компонентных производств для ряда отраслей промышленности России (автомобилестроение, авиастроение, кораблестроение, станкостроение) предопределяется высокий уровень импорта в виде комплектующих на отечественные предприятия, осуществляющие производство конечной продукции. Решение этих вопросов, представляется возможным на основе создание промышленных парков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||