Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мухорьянова О.А., Колядина Т. Процесс формирования ассортиментного портфеля как инструмент повышения эффективности деятельности торгового предприятияСтабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли, поэтому выбранная тема исследования, на наш взгляд, является актуальной. [2]Сущность ассортиментной политики заключается в формировании ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. При условии успешного продвижения на рынке нескольких товарных групп широта ассортимента может рассматриваться как способ увеличения устойчивости организации. Анализ является основным методом контроля ассортимента организации. При определении эффективности ассортиментной политики часто используют АВС-анализ - один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования перспективности клиентской и ассортиментной политики предприятия. [1] Общество с ограниченной ответственностью «Золушка» зарегистрировано Администрацией г. Кисловодск в 2006 году, основным видом деятельности является розничная торговля бытовой химией, косметическими средствами, товарами повседневного спроса. Таблица 1 – Динамика основных показателей деятельности ООО «Золушка»
Для расчета обеспечения ООО «Золушка» ресурсами было рассмотрено движение товарных ресурсов. За исследуемый период обеспеченность товарными ресурсами составляет 1 рубль 6 копеек на 1 рубль товарооборота в 2009 году и 1 рубль 7 копеек в 2011 году. Эффективность использования товарных ресурсов по товарообороту в 2009 году составляла 94 копейки, а в 2011 году – 93 копеек. Эффективность использования товарных ресурсов по прибыли увеличилась с 18 копеек в 2009 году до 21 копейки в 2011 году. Мы провели АВС-анализ товарных групп, представленных в ООО «Золушка». Наиболее мобильными с точки зрения запасов и продаж выступают товары группы А – это синтетические моющие средства, стиральные порошки и кондиционеры, косметические средства, средства по уходу за детьми. Доля данных товарных групп в общем объеме запасов составляет 51%, при том, что в общем объеме продаж она составляет 59%. Средней по мобильности является группа товаров В – предметы для уборки помещений, товары для ухода за полостью рта, предметы личной гигиены – их доля в объеме запасов составляет 31%, и 27% в общей сумме дохода магазина. Товары группы С – наименее мобильные, это сувениры, подарки, наборы, посуда, их доля в общем объеме запасов составляет 18%, тогда как в общем объеме выручки они занимают всего 14%. Мы провели опрос покупателей продукции ООО «Золушка» и выявили основные предъявляемые к продукции требования. Опрос показал, что наибольшей популярностью среди марок бытовой химии пользуются марки Procter&Gamble, «Хенкель», Unilever, «Нэфис Косметикс». Для повышения эффективности деятельности ООО «Золушка» мы предлагаем изменить структуру запасов продукции, увеличив долю синтетических моющих средств, стиральных порошков и кондиционеров, косметических средств, средств по уходу за детьми, то есть товаров группа А из АВС-анализа. Также мы предлагаем увеличить в целом объемы запасов, расширить торговый ассортимент и обратить внимание на отечественных местных производителей. В частности, необходимо увеличить долю продукции компании ОАО «Арнест», концерна «Калина», ТД «Новая заря». Также предлагается запустить в торговый ассортимент лечебную косметику фирмы ООО «Адонис», центра научно-практической гомеопатии и традиционной медицины, выпускающей продукцию, содержащую лечебную грязь озера Тамбукан, КМВ. Пересмотр суммы товарных запасов, а также расширение торгового ассортимента за счет продукции новых поставщиков повлияют на общие результаты деятельности ООО «Золушка» не только на количественном, но и на качественном уровне. Товарные группы, не представленные в ассортименте основных конкурентов, могут привлечь абсолютно новых покупателей, далее будет срабатывать эффект общей покупки, когда, приходя за одними товарами, покупатель будет приобретать и другие, не планируемые ранее, товарные группы. В целом мы предполагаем увеличение выручки 2012 году на 12% за счет изменения выкладки и предложений по ассортименту.
Литература: 1. Бланк, И. А. Управление торговым предприятием / И. А. Бланк. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 2009. - 416 с. 2. Плеханов, Г.В. Торговое дело, М.: Юнити-Дана, 2011. – 384 с. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||