Левкина Е.В. Управление качеством

Понятие системного подхода в управлении качеством, стандарты предприятия

Главная цель системного подхода к управлению качеством – обеспечение высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием. Она достигается:

  1. созданием новых высококачественных видов продукции;
  2. своевременной постановкой на производство новой продукции;
  3. снятием с производства морально устаревшей продукции;
  4. улучшением показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.

Функции и задачи, способы и методы их реализации закрепляются в комплексе стандартов предприятия (СТП).

В круг функций и задач, включенных в СТП, внесены следующие пункты:

  • специальная подготовка и обучение кадров;
  • нормирование требований к качеству продукции; аттестация продукции;
  • стимулирование повышения качества продукции;
  • контроль качества и испытание продукции; организация материально-технического обеспечения;
  • правовое обеспечение управления качеством продукции;
  • прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
  • планирование повышения качества продукции;
  • информационное обеспечение системы управления качеством продукции;
  • надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и состоянием средств измерения;
  • организация разработки и постановки продукции на производство;
  • организация технологической подготовки производства;
  • организация метрологического обеспечения.

Важное значение в создании комплексной системы и развитии системного подхода в управлении качеством продукции имело и имеет использование организационного проектирования. Разработка проектов системы при соблюдении всех правил проектирования давала возможность осуществлять действительно комплексное УКП и увязывать все стороны деятельности предприятия в области качества продукции. Особую роль при этом должен был играть комплексный план повышения качества продукции. Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) представляет собой организационную структуру распределения полномочий и ответственности, требования и методы их реализации, а также включает ресурсы, необходимые для ее функционирования. КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием.

Взаимодействие осуществляется на пяти уровнях.

1. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия.

2. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.

3. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководителей цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КС УКП в рамках своих подразделений.

4. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководителей бюро, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.

5. Организация работы непосредственных исполнителей по обеспечению высокого качества продукции, которые в своей деятельности осуществляют организацию личной работы, неукоснительного исполнения и соблюдения требований нормативно-технической документации, обеспечивающих достижение высоких показателей качества продукции.



Левкина Е.В. Управление качеством