| Виды и культура общенияОбщение – это форма деятельности 
людей, обеспечивающая возникновение психологического контакта, 
проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и 
взаимопонимании.
 Общение бывает письменным, устным, по 
телефону, электронной почте и т. д. Для каждого вида общения 
существуют свои приемы и методы.
 Виды общения:
 
«контакт масок» – формальное 
общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности 
личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, 
строгости, безразличия и т. п.), т. е. набор жестов, 
стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к 
собеседнику. В некоторых ситуациях «контакт масок» необходим;
примитивное общение, когда человека 
оценивают как нужный или мешающий объект: в первом случае активно 
вступают в контакт, во втором – используют агрессивные, грубые реплики. 
Получив от собеседника желаемое, теряют интерес к нему, не скрывая 
этого;
формально-ролевое общение, при 
котором регламентированы и содержание, и средства общения и вместо 
знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
деловое общение, когда учитываются 
особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но 
интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;
 духовное общение друзей, когда
 можно затронуть любую тему, не обязательно прибегая к помощи 
слов, – друг поймет вас и по выражению лица, жестам, интонации. 
Такое общение возможно в том случае, когда каждый участник может 
предвидеть реакции собеседника, знает его интересы, убеждения и 
т. д.;
манипулятивное общение, направленное
 на извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов (лесть, 
запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.), – в 
зависимости от особенностей собеседника;
светское общение, при котором
 люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных 
случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или 
иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера такого 
рода коммуникаций.
 Основу культуры общения составляют 
ее нравственные нормы: договоры должны выполняться, человек – наивысшая 
ценность, необходимость представлять себя на месте другого.
 От искусства делового общения руководителя 
зависят качество его работы, эмоциональный настрой работников, 
стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в 
организации, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций, развитие 
деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию в организации.
 
 Кушнир И.В. Организационное поведение
 |