Виды и культура общения
Общение – это форма деятельности
людей, обеспечивающая возникновение психологического контакта,
проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и
взаимопонимании.
Общение бывает письменным, устным, по
телефону, электронной почте и т. д. Для каждого вида общения
существуют свои приемы и методы.
Виды общения:
- «контакт масок» – формальное
общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности
личности собеседника, используются привычные маски (вежливости,
строгости, безразличия и т. п.), т. е. набор жестов,
стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к
собеседнику. В некоторых ситуациях «контакт масок» необходим;
- примитивное общение, когда человека
оценивают как нужный или мешающий объект: в первом случае активно
вступают в контакт, во втором – используют агрессивные, грубые реплики.
Получив от собеседника желаемое, теряют интерес к нему, не скрывая
этого;
- формально-ролевое общение, при
котором регламентированы и содержание, и средства общения и вместо
знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
- деловое общение, когда учитываются
особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но
интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;
- духовное общение друзей, когда
можно затронуть любую тему, не обязательно прибегая к помощи
слов, – друг поймет вас и по выражению лица, жестам, интонации.
Такое общение возможно в том случае, когда каждый участник может
предвидеть реакции собеседника, знает его интересы, убеждения и
т. д.;
- манипулятивное общение, направленное
на извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов (лесть,
запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.), – в
зависимости от особенностей собеседника;
- светское общение, при котором
люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных
случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или
иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера такого
рода коммуникаций.
Основу культуры общения составляют
ее нравственные нормы: договоры должны выполняться, человек – наивысшая
ценность, необходимость представлять себя на месте другого.
От искусства делового общения руководителя
зависят качество его работы, эмоциональный настрой работников,
стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в
организации, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций, развитие
деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию в организации.
Кушнир И.В. Организационное поведение
|