< <Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России
Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России

Нарастающая концентрация производства во второй половине XIX века привела к росту монополий во всех странах и их существенному влиянию на экономику. Такие процессы вызвали негативную реакцию во всех слоях общества. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополии законодательными методами. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, среди них можно выделить характерные для всех стран основы такого рода законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами.

Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. В Западной Европе, которая сегодня практически полностью экономически объединена в рамках Европейского сообщества, антимонопольное регулирование устанавливается Комиссией европейских сообществ, специальный комиссар которой рассматривает и утверждает все крупные соглашения о слиянии и образовании картелей. Слияния поощряются, если они связаны с ускорением НТП и улучшением конку рентных условий деятельности европейских фирм.

Антимонопольное законодательство в России. В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности связано с принятием Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием трех основных факторов:

1) наличия административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, централизации большой доли дохода, назначении «сверху» хозяйственных руководителей;

2) существования устойчивого и массового дефицита, многократно обостряющего конкуренцию потребителей и превращающего всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

3) концентрации и специализации производства. В конце 1980-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения производилось на предприятиях, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). В настоящее время государство рассредоточило основные фонды среди вновь создаваемых частных структур промышленного производства, оставляя за собой необходимый процент основных средств для осуществления государственного контроля. Вместе с тем высокая степень концентрации производства до сих пор наблюдается практически во всех отраслях экономики России. Она дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия ряда законов для определения организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) дает определение таких понятий, как «товар», «финансовая услуга», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «дискриминационны условия», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность» и др. В соответствии с ч. I ст. 5 указанного Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого ил рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением указанных в законе случаев (ч. 2 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которая выполняет следующие функции (ст. 2 Закона о защите конкуренции):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен, а также обязательное представление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. С 1995 г. в состав федеральных органов вошли отраслевые комиссии по регулированию цен, установленных монополиями на транспорт, энергию и топливо.

Особенности современных корпораций. Любое предприятие представляет собой торговую или промышленную структуру, пользующуюся правом юридического лица, позволяющую отличить одно предприятие от другого. Таким образом, главным действующим лицом современной динамики является предприятие, существующее в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия, которая представляет собой целый ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем соучастия в их акционерном капитале.

Головная компания — материнская — скупает контрольные пакеты акции других, дочерних компаний, которые, в свою очередь, скупают акции внучатых и т.д. компаний. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что материнская компания (или компания-учредитель) осуществляет контроль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные средства. Дочерние, внучатые и т.д. предприятия в правовом отношении являются самостоятельными единицами. Однако большинство финансовых операций регламентируются головной компанией. Вся совокупность компаний: материнские, дочерние, внучатые и т.д. — получила название корпорации.

Холдинги и диверсификационные концерны. В современных корпорациях роль материнской компании, как правило, выполняют финансовые общества — холдинги (от англ. hold — удерживать), основной деятельностью которых является постоянное приобретение акционерного капитала других фирм, управление контрольными пакетами акций. Путем сосредоточения в своих руках контрольных пакетов акций эти специфические фирмы выступают в качестве главной финансовой и управленческой службы, которая направляет, оказывает услуги и помощь зависимым компаниям, обладающим относительной самостоятельностью. Холдинг обеспечивает их финансовую поддержку, определяет стратегию инвестиций, координирует направления развития в соответствии с задачами и целями головного общества. С развитием системы участия холдинговые компании по своим функциям и характеру все больше сближаются с финансовыми институтами. Они принимают участие в эмиссии ценных бумаг, открывают счета, концентрируют свободные денежные средства, кредитуют одни фирмы за счет других, предоставляют им гарантии для получения кредитов и т.д. Эти отношения настолько осложняются, что нередко эксперты, занимающиеся расследованием деятельности корпораций, заявляют о невозможности разобраться в запутанной структуре холдинга. Как правило, структура современной корпорации включает в себя:

  1. "чистый" холдинг — держатель акционерных портфелей, осуществляющий общее финансовое руководство;
  2. субхолдинги — холдинги, подчиненные головной фирме, являющиеся держателями акционерных портфелей внучатых и т.д. фирм;
  3. смешанные холдинги — производственно-финансовые группы, осуществляющие не только финансовый контроль, но и собственно производственную деятельность;
  4. акционерные компании, занятые непосредственно производственно сбытовой деятельностью.

Таким образом, особенностью современного холдинга является формирование многоотраслевой структуры, а сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название диверсификации, которой исторически предшествовали горизонтальная и вертикальная интеграции.

Горизонтальная интеграция представляет собой сосредоточение в руках крупных фирм все большей доли производства в отрасли, что характерно для начала XX в. Вертикальная интеграция означает проникновение крупных фирм в другие отрасли. С 1920-х гг. по настоящее время она играет главенствующую роль в процессах концентрации и централизации капитала. На сегодняшний день диверсификация остается главным направлением концентрационного процесса в Японии, где к настоящему времени доля вертикальных слияний составляет 14,2%, горизонтальных — 23,4%, слияний диверсификационного типа — 55%.

Диверсификация привела к образованию концернов и конгломератом. Концерн — это союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения, действующие в различных отраслях производства (при наличии одного ведущего направления) и непроизводственной сферы на основе общей финансовой зависимости от головной компании. Конгломераты — это крупные объединения разнородных фирм и производств, не связанных ни технологией, ни рынком и не имеющих профилирующей специализации. В новой обстановке они оказались наименее жизнеспособными. Главным действующим лицом современной экономики является диверсификационный концерн. Целью образования такого концерна может быть:

а) выравнивание определенных отраслевых колебаний и риска (например, для предприятия, изготавливающего лыжи, целесообразно приобрести другое предприятие, выпускающее оборудование для летних видов спорта - теннисные ракетки, парусные лодки и т.п.);

б) перемещение капитала из менее перспективных отраслей промышленности.

Так, в 1970-е гг. в США каждая фирма из числа 500 крупнейших имела в своем составе 11 отраслей, а наиболее мощные — 30—50 отраслей.

В Великобритании из 100 ведущих промышленных фирм 96 были многоотраслевыми, во Франции — 84, в Италии — 90.

Основные тенденции развития концернов на современном этапе включают в себя:

  • децентрализацию руководства за счет создания подразделений компаний (усиливает персональную ответственность за число продаж и получение прибыли);
  • концентрацию усилий на получение высокорентабельных товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании;
  • создание в структуре компаний внутренних венчурных предприятий. Они, оставаясь в рамках крупной компании, пользуются свободой малых предприятий и способны быстро внедрять новшества, оперативно реагировать на изменения в технике и технологии;
  • расширение крупными компаниями контрактных отношений с мелкими и средними фирмами.

Международные компании. Особенностью современного периода стало создание диверсификационных концернов, объединяющих огромные капиталы фирм-участниц. Еще одной спецификой крупного концерна является вывоз предпринимательского капитала за границу, что привело к образованию международных компаний, которые подразделяются на транснациональные компании (ТНК) и многонациональные компании (МНК). В ТНК корпорация контролируется капиталом одного, а при МНК — нескольких государств. В мировой экономической практике большое распространение получили ТНК. Существует целый ряд факторов экономического порядка, затрудняющих формирование и деятельность МНК, например необходимость определенного согласования юрисдикции государств — участников многонационального предприятия; различия в уровне и системе налогообложения, правилах валютного обмена и т.д.

Осуществляя свою деятельность, компании производят перелив капитала вслед за изменением нормы прибыли. Обмен деятельностью между филиалами осуществляется по трансфертным ценам, которые устанавливаются централизованно штаб-квартирой ТНК. С помощью систем трансферта и осуществляется перелив капитала внутри ТНК. Такие цены служат важным фактором успеха в конкурентной борьбе филиала ТНК с национальными монополиями, поскольку позволяют использовать и необходимых случаях средства других дочерних компаний.

К началу XXI в. ТНК контролировали 45% промышленного производства, 70% внешней торговли и 80% патентов на мировую технику и технологию в капиталистическом мире. Ядром транснационального капитала по-прежнему являются корпорации США: из 275 крупнейших ТНК 170 — американские.

Основные тенденции развития ТНК заключаются в следующем:

  1. тесное научно-техническое сотрудничество в области передовой технологии и обмен научно-технической информацией между ТНК, что характеризует углубление связей (стратегический альянс, партнерские соглашения);
  2. создание большого числа совместных предприятий в рамках ТНК. При этом часто вкладом иностранных партнеров служат патент, лицензия или разработка технологии;
  3. ТНК в развивающихся странах — «технологический неоколониализм» — привязывает развивающиеся страны к внешним источникам финансирования, научно-технической информации, проектам.

Наиболее крупной международной транснациональной компанией является американский концерн «Дженерал Моторс». Его годовой оборот в последние годы превышает 100 млрд долл. (половина стоимости экспорта таких стран, как США — 252 млрд долл. и Япония — 231 млрд долл.). «Дженерал моторс» принадлежит почти 20% мирового производства автомобилей: 209 заводов в США и Канаде, а также предприятия и 32 странах. На всех предприятиях концерна занято около 900 тыс. человек, а ежегодная чистая прибыль к началу XXI в. составила 3,8 млрд долл.

Несмотря на экономическую мощь ТНК, нельзя упускать из виду и тех подводных камней, которые таят в себе эти крупные организации.

Во-первых, их административная структура становится практически неуправляемой и уязвимой для конкурентов. Во-вторых, переплетение экономической мощи ТНК с политической властью страны, где работают их предприятия, приводит к тому, что руководство корпораций все больше и больше вынуждено учитывать в своих экономических решениях также и политические факторы. К примеру, если нерентабельный завод находится экономически слабом районе, решение о его закрытии может повлечь за собой политические осложнения, ведь рост числа безработных стоит правительству многих голосов на выборах. Наконец, в связи с тем, что ТНК работают во всех ведущих странах мира, они в значительной мере зависят от колебаний мировой экономической конъюнктуры, динамики курсов основных валют и т.п.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория