| Рабочая силаВ рыночных условиях функционирования экономики 
рабочая сила выступает предметом купли-продажи. Товар  
«рабочая сила» имеет ряд специфических особенностей, важнейшими из которых являются:  работник как собственник рабочей силы наделен определенными  
правами, защиту которых обеспечивает государство. Работодатель обязан соблюдать установленные и принятые в обществе нормы законодательного права в сфере  
трудовых отношений; товар «рабочая сила» является ведущим фактором производства, обеспечивающим конкурентоспособность и экономический  
рост; работнику необходимо поддерживать свою функциональную способность к производительному труду независимо от продажи рабочей силы путем  
потребления определенного набора жизненных благ; работник дает возможность работодателю использовать его рабочую силу до момента ее оплаты в  
денежном выражении, тем самым кредитуя предпринимателя; потребительная стоимость рабочей силы определяется рядом характеристик, среди которых  
важное значение имеют опыт, знания, квалификация.
 Специфика рабочей силы обусловливает различные модели ценообразования. С позиции воспроизводственного  
подхода, примененного к товару «рабочая сила», выделяются четыре основные фазы: Цена рабочей силы с позиции воспроизводственного подхода должна  
покрывать расходы, которые осуществил собственник рабочей силы по всем четырем рассматриваемым фазам. Цена рабочей силы, денежным выражением которой  
выступает заработная плата, должна обеспечивать расширенное воспроизводство и качественное развитие рабочей силы. К важнейшим функциям заработной платы в  
рыночной экономике относятся стимулирование работника к высокопроизводительному труду, обеспечение социальной справедливости, учет меры живого труда в  
процессе формирования цены продукта. формирование. Фаза формирования качественных функциональных  
способностей к трудовой деятельности включает школьную, вузовскую, производственную подготовки, повышение квалификации идр.; распределение и  
обмен. Фазы распределения и обмена рабочей силы предполагают найм, увольнение и перемещение работников;использование. Фаза использования рабочей  
силы подразумевает непосредственное ее участие в целесообразной, практической деятельности.
 
Маркетинг и рабочая сила. Маркетинг рабочей силы направлен на обеспечение баланса сил спроса и  
предложения рабочей силы с целью оптимального удовлетворения потребностей сторон социально-трудовых отношений. Целью маркетинга рабочей силы служит создание  
эффективной системы регулирования занятости населения. Маркетинговый подход к исследованию рынка рабочей силы позволяет:  повысить  
степень информируемости, избирательности и результативности социально-трудовых отношений; обеспечить эффективное регулирование процессов  
формирования, распределения, обмена и использования трудовых ресурсов; сформировать высокую экономическую культуру работников и  
работодателей; повысить уровень и качество жизни населения страны через обеспечение эффективного использования рабочей силы в производственной  
деятельности и удовлетворения интересов и потребностей всех сторон социально-трудовых отношений.
 
 Вечканов Г.С. Микроэкономика | Кушнир И.В. Микроэкономика | Левкина Е.В. Микроэкономика
 |