Рабочая сила
В рыночных условиях функционирования экономики
рабочая сила выступает предметом купли-продажи. Товар
«рабочая сила» имеет ряд специфических особенностей, важнейшими из которых являются: - работник как собственник рабочей силы наделен определенными
правами, защиту которых обеспечивает государство. Работодатель обязан соблюдать установленные и принятые в обществе нормы законодательного права в сфере
трудовых отношений;
- товар «рабочая сила» является ведущим фактором производства, обеспечивающим конкурентоспособность и экономический
рост;
- работнику необходимо поддерживать свою функциональную способность к производительному труду независимо от продажи рабочей силы путем
потребления определенного набора жизненных благ;
- работник дает возможность работодателю использовать его рабочую силу до момента ее оплаты в
денежном выражении, тем самым кредитуя предпринимателя;
- потребительная стоимость рабочей силы определяется рядом характеристик, среди которых
важное значение имеют опыт, знания, квалификация.
Специфика рабочей силы обусловливает различные модели ценообразования. С позиции воспроизводственного
подхода, примененного к товару «рабочая сила», выделяются четыре основные фазы: - формирование. Фаза формирования качественных функциональных
способностей к трудовой деятельности включает школьную, вузовскую, производственную подготовки, повышение квалификации идр.;
- распределение и
обмен. Фазы распределения и обмена рабочей силы предполагают найм, увольнение и перемещение работников;
- использование. Фаза использования рабочей
силы подразумевает непосредственное ее участие в целесообразной, практической деятельности.
Цена рабочей силы с позиции воспроизводственного подхода должна
покрывать расходы, которые осуществил собственник рабочей силы по всем четырем рассматриваемым фазам. Цена рабочей силы, денежным выражением которой
выступает заработная плата, должна обеспечивать расширенное воспроизводство и качественное развитие рабочей силы. К важнейшим функциям заработной платы в
рыночной экономике относятся стимулирование работника к высокопроизводительному труду, обеспечение социальной справедливости, учет меры живого труда в
процессе формирования цены продукта.
Маркетинг и рабочая сила. Маркетинг рабочей силы направлен на обеспечение баланса сил спроса и
предложения рабочей силы с целью оптимального удовлетворения потребностей сторон социально-трудовых отношений. Целью маркетинга рабочей силы служит создание
эффективной системы регулирования занятости населения. Маркетинговый подход к исследованию рынка рабочей силы позволяет: - повысить
степень информируемости, избирательности и результативности социально-трудовых отношений;
- обеспечить эффективное регулирование процессов
формирования, распределения, обмена и использования трудовых ресурсов;
- сформировать высокую экономическую культуру работников и
работодателей;
- повысить уровень и качество жизни населения страны через обеспечение эффективного использования рабочей силы в производственной
деятельности и удовлетворения интересов и потребностей всех сторон социально-трудовых отношений.
Вечканов Г.С. Микроэкономика | Кушнир И.В. Микроэкономика | Левкина Е.В. Микроэкономика
|