Каталог статей |
Джукеева К.К. Пробелемы и противоречия системы государственных закупокСегодня большинство государственных закупок проводятся посредством веб-портала государственных закупок способом ценовых предложений. Форма проведения процедуры ценовых предложений является несложной, но вызывающей много нареканий как со стороны заказчиков, так и поставщиков.Государственные закупки в соответствии с Законом РК «О государственных закупках» осуществляются следующим из способов: 1) Конкурс 2) Запрос ценовых предложений; 3) Из одного источника; 4) На аукционах; 5) Через товарные биржи. Формы проведения государственных закупок нацелены на: 1.обеспечение гласности и прозрачности государственных закупок; 2.эффективное расходование денег, используемых для государственных закупок; 3.создание равных возможностей потенциальным поставщикам для участия в процедуре государственных закупок; 4.создание условий для честной и открытой конкуренции среди потенциальных поставщиков; 5.поддержку отечественных производителей. Остановимся поподробнее на способе запроса ценовых предложений. Веб-портал государственных закупок – это государственная информационная система, предоставляющая единую точку доступа к электронным услугам электронных государственных закупок. Веб-портал государственных закупок автоматически сопоставляет условные цены участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей условной цены. Определяющим в способе запроса ценовых предложений является наименьшая цена. Проблемы: 1.В размещенной информации не допускается содержание указаний на фирменные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя (поставляют не качественный товар, который не соответствует качеству). Наверное, было бы удобнее, если бы разрешалось указывать на фирменные знаки, если на территории одной административно-территориальной единицы более n-ного определенного количества поставщиков одной продукции (в таком случае есть и конкурентная среда, и выбор более качественного товара). Например, в санаторий требуется приобрести определенное количество минеральной воды «Боржоми», обладающей лечебными очищающими средствами. На территории данного города имеется не менее десяти поставщиков, участвующих в государственных закупках и поставляющих минеральную воду данной марки. Заказчик дает объявление о необходимости приобретения необходимого количества минеральной воды без указания наименования товара в соответствии с законом. В течение пяти дней выходят поставщики с необходимым товаром, а также поставщики с минеральной водой более низкого качества несоответствующего ожидания заказчика, но с более низкой ценой. В итоге победителем оказывается поставщик, поставляющий товар более низкого качества, но выигравший за счет предоставления более низкого ценового предложения. При равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений в соответствии с Законом РК «О государственных закупках» победителем признается отечественный производитель товаров, работ и услуг. Но так как импортные товары (например, в Костанайской области , молоко и молочные продукты, крупы завозятся из Российской Федерации) оказываются более дешевыми, то соответственно, как правило, именно их производители и становятся поставщиками товаров, работ и услуг по государственным закупкам по запросам ценовых предложений. Где же учтены интересы отечественных производителей ? 2.Если в течение срока представления ценовых предложений представлено мене двух ценовых предложений потенциальных поставщиков, такие государственные закупки признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок вынужден осуществлять повторные государственные закупки. Вывод: времени затрачено много, товар необходим срочно и не факт, что результатом повторных государственных закупок товар будет доставлен. 3.Сократили перечень товарных бирж. 4.При работе на веб-портале часто происходит сбой программы. Программа не разработана до конца. 5.Местонахождение поставщика в другом городе. Госучреждение заказывает деталь при поломке служебного автомобиля. Специалист по государственным закупкам размещает объявление о необходимости приобретения данного вида товара. Выигрывает поставщик из другого города, находящегося в полуторатысячах километрах от заказчика. По закону заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений подписывает и направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, проект договора о государственных закупках. В соответствии с Законом РК «О государственных закупках» проект договора о государственных закупках должен быть подписан потенциальным поставщиком и представлен заказчику в течение семи рабочих дней со дня представления ему организатором закупок подписанного проекта о государственных закупках. Находясь в другом городе он вынужден пересылать подписанный проект договора, что требует дополнительных затрат, а что еще более важно дополнительного времени. Только после получения подписанного проект-договора поставщики подписывают со своей стороны и высылают товар. Несложными математическими методами легко сосчитать сколько лишних дней простаивает служебный автомобиль в ожидании запчасти с другого города. 6. Ненатуральные сыры, молоко, масло и другие продукты питания в связи с дешевизной по запросу ценовых предложений попадают в детские сады, школы и другие учреждения. Например, молоко местного производства является более качественным в экологическом отношении, по вкусовым качества по сравнению с импортным молоком и молочными продуктами. Но в результате запроса ценовых предложений выигрывают импортные производители, молоко и молочные продукты которых отличаются различными искусственными добавками. Дешево – не всегда качественно и поэтому можно согласиться с предложениями по поводу того, чтобы исключить питание детских дошкольных и школьных учреждений из системы государственных закупок. Таким образом, у нас нет сегодня эффективной системы планирования и прогнозирования государственного заказа, формирования заказа, определения цены, учитывающей и качество предлагаемых товаров, работ и услуг. В первую очередь должны быть разработаны и внедрены в систему дополнительные критерии отбора поставщиков: 1) На первом этапе значение имеет территориальное нахождение поставщиков 2) Отдавать предпочтение отечественному производителю; 3) Критерий цены 4) Разработать шкалу оценок качества предлагаемых товаров, оказываемых услуг и работ; 5) Постоянно вести мониторинг со стороны государства на соответствие вышеуказанным требованиям. 6) Вести постоянную работу по разработке дополнительных критериев по отбору поставщиков товаров, работ и услуг. При правильной организации размещение госзаказа могло бы стать нашим мощным конкурентным преимуществом.
Использованная литература: 1. Закон РК «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2012 года). 2. Официальный веб-портал государственных закупок Республики Казахстан //www.goszakup.gov.kz.
|