Каталог статей |
Нурмагамбетова Л.И. Обеспечение инновационной компоненты в стратегии развития естественных монополийСовременное состояние большинства социально значимых естественно монопольных отраслей Казахстана характеризуется моральным и физическим устареванием основных производственных фондов. Например, изношенность основных фондов предприятий водоснабжения, по данным национального Агентства по регулированию деятельности естественных монополий, составила 62% в среднем по республике в 2003 году, против 50% в 2001 году. Изношенные основные фонды естественных монополий являются причиной роста потерь и главной причиной снижения качества предоставляемых услуг. К примеру, на предприятиях водоснабжения потери достигают более 32% в среднем по республике, а общие потери тепла в системах ТЭЦ даже относительно благополучного г. Алматы достигают 50% [1, с. 10].На современном этапе инновация и модернизация естественно монопольного сектора является единственно возможной альтернативой, позволяющей сочетать экономическую и социальную эффективность, увеличивая выгоды общества, и одновременно, способствуя снижению издержек производства при неизменных регулируемых государством тарифах. Поэтому перед субъектами естественных монополий, также как и перед обществом, и регулирующими органами стоит общая задача, позволяющая реализовать их совместные экономические интересы – инновационная стратегия развития естественно монопольного сектора. Внедрение научно-технических достижений в сфере естественных монополий позволит решить целый ряд социально-экономических проблем, таких как: – техническое и технологическое обновление и модернизация основных производственных фондов естественных монополий; – улучшение качества и возможность дифференциации предоставляемых услуг; – экономия трансформационных издержек, которая может быть обусловлена увеличением производительности труда, использованием ресурсосберегающих технологий, модернизацией менеджмента и организации производства; – минимизация отрицательных экстерналий за счет использования современных экологически безопасных технологий. Особенность введения инноваций в естественно монопольные отрасли связана с высокой степенью специфичности капиталоемких технологических сетей, что имеет для естественных монополий как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, естественным монополиям невыгодно и практически невозможно альтернативно использовать инвестированные в специфические активы средства, поскольку тогда они могут рассчитывать на значительно меньшую прибыль, что обусловливает рискованность данного инвестиционного проекта и поиск дополнительных гарантий от расторжения инвестиционных договоров. Однако, с другой стороны, именно высоко специализированные технологические сети способны приносить естественным монополиям сверхприбыли и определять незыблемость их рыночного положения. При этом, как уже отмечалось, наиболее динамичными и поверженными влиянию НТП оказываются те естественно монопольные сферы, которые требуют сравнительно небольших инвестиций в специфические активы, имеют растущий потребительский спрос и незначительную долю общих активов с потребителями. Именно в таких естественных монополиях мы наблюдаем инновационный прорыв: услуги почтовой связи, рынок телекоммуникаций. Более инертные к инновациям естественно монопольные отрасли требуют крупных инвестиций, являются социально значимыми и имеют значительную долю общих с потребителями специфических активов, это сферы водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения. Здесь необходима продуманная государственная политика, позволяющая осуществить их модернизацию. Как справедливо подчеркивает М.Б. Кенжегузин, в области внедрения инновационной политики необходимы теоретические разработки, поскольку на практике в нашей стране встречается упрощенный, поверхностный взгляд на данные проблемы. Это проявляется, по его мнению, во-первых, в том, что преобладает технократический подход, инновации рассматриваются как чисто научно-техническая проблема, хотя это в большей степени экономическая и социальная проблема. Во-вторых, недооценивается институциональный контекст инновационной деятельности, тогда как именно в процессе эволюции институциональных систем в рыночной экономике создаются разветвленные механизмы, обеспечивающие благоприятный инновационный климат. В-третьих, не прослеживается понимание того, что технологическое знание имеет сложный механизм распространения, в котором важную роль играют так называемые «мягкие» факторы [2]. Таким образом, требуются определенные институциональные изменения на макроэкономическом уровне, стимулирующие инновации на микроуровне и побуждающие субъектов естественных монополий внедрять достижения научно-технического прогресса в свою деятельность. К первоочередным направлениям государственной экономической политики по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности естественных монополий следует отнести: – модернизацию системы финансового посредничества (развитие банковской системы и венчурных фондов); – вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров мирового высокотехнологичного бизнеса на базе улучшения инвестиционного климата; – создание института трансферта технологий от государственного научно-технического сектора в естественно монопольные отрасли; – содействие развитию диффузии технологий для перевооружения технологической базы производства; – развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента и профессиональных кадров. Государством должны разрабатываться современные институциональные инструменты взаимодействия государства, науки и промышленности. В промышленно развитых странах при взаимодействии государственного сектора науки и промышленности применяются три основных инструмента: грант, государственный контракт, кооперационные соглашения в области научно-исследовательских работ. Поскольку инновации в сфере естественных монополий требуют значительных по размеру первоначальных инвестиций в специфические активы, важным моментом выступают гарантии государства, предоставляемые инвесторам. Гарантии могут принимать разные формы: от достоверных угроз и санкций до разного вида залогов. Четкая спецификация прав собственности на инвестиции в имущество естественных монополий позволит детерминировать будущие экономические отношения между контрагентами по поводу доходов от инвестиций и инноваций.
1 Программа совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий на 2002-2004 годы // Интернет – сайт. www. Regulator.kz. 2 Кенжегузин М.Б. Научные основы инноваций и их практическое использование в экономической политике // В сб.: Теоретические и практические аспекты индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. – Алматы, 2004 . – С. 120.
|