Каталог статей |
Онюшева И. В. Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности человеческого капитала РКОбразованию как фактору устойчивого развития экономики и повышению конкурентоспособности человеческого капитала отводится определяющая роль. Являясь важным конкурентным преимуществом, образование непосредственно влияет на конкурентоспособность национальной экономики в целом.Задача развития человеческого капитала должна сегодня формулироваться как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных социально-экономических секторов - образования, культуры, здравоохранения, науки, которые рассматриваются в первую очередь как сектора капитализации человеческого потенциала. Человеческий потенциал сегодня, как ядро человеческого капитала, в век глобализации и резкого расширения человеческих возможностей - это умение ставить сложные цели и задачи, готовность к современным формам мобильности, креативного мышления, способность проектного отношения к собственным перспективам. Вместе с тем в последнее время выпускники университетов, будучи в той или иной степени талантливыми и одаренными от природы, часто оказываются неспособными к удержанию на протяжении жизни высокой индивидуальной «планки» и высоких стандартов деятельности [2]. Тенденции рыночной экономики предъявляют новые требования к рынкам труда и системам образования. С расширением географии трудовой миграции встает вопрос о признании в других странах полученного образования и квалификации. Способности, знания и навыки выпускников казахстанских вузов должны соответствовать все повышающимся требованиям к их личностным и профессиональным компетенциям. Анализ практики показывает, что во многих секторах экономики уже имеется и ожидается в будущем нехватка определенных профессиональных навыков, в том числе навыков работы с клиентами, инициативности, администрирования, навыков управления качеством, коммуникации и языковых навыков. Одновременно с этим к современной казахстанской модели образования предъявляются требования адекватных реакций на меняющиеся условия рынка. При этом потенциал учебных заведений еще недостаточно используется для предоставления дополнительных образовательных услуг своим потребителям. Реализация современных программ обучения требует новой стратегии образования, основанной на нововведениях в его организационной структуре, инновационных методах, формах обучения с учетом личностных характеристик студентов. Современные условия требуют перехода образовательной парадигмы от репродуктивного к продуктивному типу обучения, проведению большой работы по внедрению личностно-ориентированного подхода к образованию. Основные препятствия для более эффективного развития системы образования связаны с ограничением реальной доли государственных расходов на образование, отсутствием целенаправленной информации о современных потребностях и требованиях (рынка труда и работодателей), отсутствием реальной связи с работодателями, отсутствием обратной связи (мониторинга процесса образования по всем параметрам). К этому можно добавить и проблемы на уровне вузов, обусловленные низким уровнем владения управленцами навыками стратегического управления, новыми методами организационно-административной работы; недостаточным профессиональным уровнем преподавательского состава в области инновационных методик, новых информационных технологий; отсутствием высокого уровня научных исследований; неразвитой системой социального партнерства по вопросам образования. Таким образом, актуальность для Казахстана новой модели образования с учетом международных экономических тенденций достаточно высока, и она получила отражение в проекте Государственной программы развития образования до 2020 г. Реализация модели позволит наладить взаимодействие рынка труда и сферы образования. Необходимы систематизированные усилия по ее реализации в республике с учетом собственных особенностей и одновременно общеевропейского движения по этому пути. Система образования несомненно является одним из главных факторов формирования и развития человеческого капитала Республики Казахстан. Прежде всего, это касается качества развития человеческого капитала и уровня интеллектуализации казахстанского общества в соответствии с новыми вызовами XXI в. Для решения этой проблемы необходимо активизировать уже идущий в республике процесс развития университетского образования, имея в виду повышение его качества согласно требованиям XXI в., а также требованиям интеграции с фундаментальной наукой на приоритетных направлениях развития науки. В Государственной программе развития образования РК на 2011-2012 годы в качестве главного приоритета принят переход на новое качество образования на всех уровнях подготовки. Как известно, Казахстан первым среди стран СНГ полностью перешел на современную трехуровневую подготовку специалистов «бакалавр-магистр-доктор PhD» на основе кредитной системы обучения. Учитывая, что обеспечение качества является одним из ключевых аспектов Болонской декларации, интеграция Казахстана в Европейскую Зону высшего образования стала объективной потребностью казахстанского общества, и ее подписание открыло новые горизонты сотрудничества с европейскими сетями качества и аккредитационными агентствами. В ноябре 2011 года в г. Шымкенте в Южно-Казахстанском Государственном Университете имени М. Ауезов состоялся международный научно-практический семинар «Казахстанское образование на пути к Европейским стандартам качества через аккредитацию образовательных программ», где подробно обсуждалась проблема повышения качества казахстанского образования и пути ее решения [3]. В частности, Университет международного бизнеса в 2012 году успешно прошел международную аккредитацию независимым австрийским агенством по обеспечению качества AQA (Austrian Quality Agency) на базе бакалавриата и магистратуры по специальностям «экономика» и «финансы». Т.о., в современных экономических условиях необходимо всемерно поддерживать и развивать инновационную ориентацию системы образования. При этом речь идет о ее ориентации на проблемы и методы инновационной экономики и инновационной деятельности. Так в Университете международного бизнеса взят курс на модернизацию всей образовательной структуры. В первую очередь она коснулась содержания и направления в образовательной методике, методологии, диверсификации всех образовательных программ. Развитие критического мышления, умения планировать проектного типа задания - вот некоторые из новых направлений образовательного процесса. Отдельные умения преподаются как самостоятельная дисциплина, другие вырабатываются через новые формы и методы организации учебного процесса и заданий, такие, как семинары или тренинги. Сегодня вузы, особенно экономические, должны четко реагировать на запросы рынка, ориентироваться на потребности экономики и предоставлять обществу широкий комплекс именно тех образовательных услуг, которые востребованы сегодня и будут нужны завтра. Необходимо постоянно нарабатывать новые формы и тем самым улучшать свою деятельность. В частности, активно приглашаются к сотрудничеству отечественные и зарубежные экономисты, как ученые, так и практики. В целом, само обучение начинает основываться на процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. На данный момент в бизнес-среде и стране в целом нужен принципиально другой специалист - динамичный, компетентный профессионал, способный анализировать сложные, многовариантные задачи в кратчайшие сроки и принимать оптимальные решения. Для дальнейшего обеспечения высоких темпов роста экономически устойчивого развития Казахстана и перехода на новые стандарты качества жизни необходим высокий образовательный уровень трудоспособного населения. Из изложенного следует, что задачи повышения конкурентоспособности экономики республики и перехода на новые стандарты качества жизни предъявляют новые требования к образовательной политике государства. Это продиктовано следующими обстоятельствами: - исходя из современных тенденций общечеловеческого развития приоритетность образования в государственной политике любой страны проявляет себя как объективный закон социально-экономического прогресса, и игнорирование этого закона равносильно самоуничтожению как духовного, так и социального основания самого государства; - в информационный век практически все страны мира на первое место выдвигают качество образования, которое измеряется уже не уровнем обычной грамотности, а более высоким показателем - функциональной образованностью: - образовательная сфера республики, как и любого демократического государства, должна интегрироваться в мировое образовательное пространство. Все это обусловливает изменения как структуры, так и содержания образования в соответствии с требованиями современного общества. Главной целью стратегии развития казахстанского образования является создание и обеспечение эффективной, новой национальной модели образования. Эта модель должна удовлетворять образовательно-культурные запросы населения, потребности экономики республики и соответствующие требования международного рынка труда. Ее создание требует безотлагательного решения задач, связанных с реализацией комплекса мер по образовательной политике государства, таких, как сохранение всеобщей грамотности, обеспечение непрерывности в образовательном процессе, устранение экономического и территориального неравенства в доступе к образованию, повышение качества образования, четкое разграничение функций и ответственности между республиканским и региональными уровнями в сфере образования, обеспечение достаточного и стабильного бюджетного финансирования; повышение эффективности в управлении образованием. В целом для достижения совершенствования системы образования в Казахстане необходимо создать условия, соответствующие высшим мировым достижениям и отечественному опыту, а именно: - целенаправленное расширение равного доступа к качественному образованию, обеспечение равных возможностей для всех желающих учиться; - значительное увеличение доли государственных расходов на образование (до 10% в 2020 г.); - совершенствование и развитие системы дошкольного образования; - усиление адаптации общего среднего образования к изменившимся социально-экономическим условиям и укрепление материальной базы, особенно в сельской местности; - становление и всемерное развитие системы многоуровневого непрерывного образования; - повышение социального статуса преподавателя на основе разработки нормативно-правовой базы; - усиление социальной защищенности, психологической реабилитации труда педагогов. которые подвергнуты риску так называемого «синдрома внутреннего сгорания», и др [1]. Одна из составляющих в вопросах трудоустройства выпускников вузов - проблема качества высшего образования. Для работодателей важно иметь возможность заранее определить, выпускников каких вузов предпочтительней приглашать на свои предприятия, чтобы из них получились полноценные специалисты. Выпускник вуза должен иметь высокий уровень подготовки по специальности, конкретные профессиональные качества, знания, умения и развитую интеллектуальную способность. Особо значима проблема качества подготовки специалистов, когда речь идет о бизнес-образовании, так как получение работодателем прибыли в первую очередь зависит от таланта, умения и подготовленности менеджеров предприятия. Как отмечает известный ученый Республики Казахстан, д.э.н., профессор, заслуженный академик Международной академии наук высшей школы Гамарник Г.Н., «на нынешнем этапе развития казахстанского общества нужны новые подходы, в том числе формы авторизованного обучения, когда конкретные фирмы предоставляют учебным заведениям свои курсы, свои отработанные технологии. Для этого следует разработать новые проекты, главная цель которых - адаптация рынка образовательных услуг к потребностям рынка труда, создание механизмов взаимодействия высшей школы с рынком труда. Кроме того, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста: - выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность; - выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний; - вуз должен быть нацелен не только на набор, но и на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников. В настоящее время практически нет никаких постоянно работающих механизмов по трудоустройству выпускников и информационно-аналитических систем, позволяющих отслеживать трудовую карьеру выпускников и актуальные потребности за пределами учебного заведения. В целях устранения дисбаланса потребностей рынка труда и структуры подготовки специалистов в высшей школе исследователи рекомендуют использовать западный опыт: - составление прямых договоров компаний с вузами о целевой подготовке специалистов. - сами компании в ряде вузов определяют те курсы, которые необходимы, чтобы выпускники могли рассчитывать на получение работы в этих компаниях» [1]. Таким образом, система высшего образования является одновременно основным источником и ресурсом формирования человеческого капитала в любом государстве, в том числе и в РК. Актуальные вопросы развития системы высшего образования в Казахстане постоянно находятся в центре внимания Президента и Правительства РК, которые ставят целью создание передовой по мировым стандартам системы подготовки кадров высшей квалификации в стране, по дальнейшему преобразованию и реализации стоящих перед Казахстаном задач по вхождению в число конкурентоспособных и развитых стран мира.
Литература: 1. Формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в Казахстане. Материалы международной научно-практической конференции. – А., 23 июня 2010 г. – 408 с. 2. М.К.Мельдаханова. Человеческий капитал и устойчивое развитие Казахстана: теория, приоритеты и механизм реализации.- Алматы: 2011. – 341с. 3. Материалы международного научно-практического семинара «Казахстанское образование на пути к Европейским стандартам качества через аккредитацмию образовательных программ». – Ш., 2011. – 193 с.
|