Каталог статей | |||
Коржов В.А., к.э.н. Сиротова Ю.В. Организационное поведение людей с ограниченными физическими возможностями на предприятиях и организациях в современных условияхВ одной и той же организационной среде разные люди ведут себя по-разному. Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой — он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию.Проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в современных условиях здорового общества стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны не только охранять здоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность. Организационное поведение — это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний [2]. Исследования организационного поведения позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, а так же помогают руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде, которая объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом. Особое значение, при этом, приобретает отношение руководителя и членов коллектива к лицам с ограниченными физическими возможностями. При создании соответствующих условий труда на производстве инвалиды любой группы могут быть вовлечены в трудовую деятельность не только без ущерба, но и с пользой для своего здоровья. Контроль за обеспечением условий труда инвалидов периодически осуществляют органы социального обеспечения совместно с профсоюзной организацией предприятий. Рациональное трудоустройство лиц, не имеющих признаков инвалидности, равно как правильные трудовые рекомендации инвалидам, позволяет надолго сохранить трудоспособность больного человека, снизить общую заболеваемость, предотвратить наступление инвалидности или ее прогрессирование. Следовательно, трудоустройство является мощным фактором социально-трудовой реабилитации и профилактики инвалидности. Современное трудовое законодательство России предоставляет инвалидам право трудиться, если работа не противопоказана им по состоянию здоровья (ст. 3, 92, 94 ТК РФ) [1]. При этом Трудовой кодекс не содержит отдельного раздела, определяющего особенности труда инвалида и его правового статуса, как это есть с такими категориями работников, как женщины с семейными обязанностями, несовершеннолетние работники, лица, работающие в районах Крайнего Севера, и другими. Согласно статье 252 Трудового кодекса, эти положения могут быть установлены иными федеральными законами. Растет число служащих – инвалидов, людей старше 55 лет или одиноких. Эта черта называется самооценкой. Существуют интересные зависимости между самооценкой и организационным поведением. Поведение человека также зависит от ситуационных факторов, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние, в частности, они могут выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в крайних ситуациях. Исследованиями установлено, что возраст имеет отрицательную корреляцию с текучестью и положительную корреляцию с удовлетворенностью трудом. Инвалидность оказывает отрицательную корреляцию с производительностью труда. Семейное положение оказалось связано положительной корреляцией с удовлетворенностью и отрицательной - с текучестью. А значимой корреляции между полом и эффективностью деятельности не обнаружено [3]. Социализация инвалида в организации – процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения, их корректировка при освоении различных форм социального взаимодействия в коллективе. Под социализацией также понимается освоение инвалидами знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. Обучение предусматривает предоставление помощи инвалиду в компенсации психологических изменений (когда врожденный или приобретенный дефект занимает центральное место в формировании и становлении личности), в формировании положительных установок на развитие других способностей инвалида, что будет компенсировать инвалидность. Литература
| |||