Каталог статей | ||||
Колесникова Е. В., студент Розина Е. А. Логотип: расходы или нематериальный активМногие экономические вопросы не имеют четкого и однозначного ответа, даже профессиональные бухгалтеры не всегда могут прийти к консенсусу. Один подобный вопрос заинтересовал нас…к чему же в конечном счете необходимо отнести логотип в бухгалтерском учете на предприятии: к расходам или к нематериальным активам? Попробуем разобраться в этом вопросе… Само определение «логотип» возникло от греческого слова logos – слово и typos – отпечаток, говоря современным языком – это оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы, журнала, галереи. Логотип и объединенный в жесткую композицию с ним товарный знак составляет фирменный блок, который в свою очередь входит в более широкую общность фирменного стиля [1]. Принятие решения о том, к чему нужно отнести логотип в большей степени зависит от того, какие цели преследует руководитель в процессе регистрации исключительного права на бренд. В случае если бренд не регистрируется, то произведенные расходы просто списываются, а в противном случае логотип становится исключительной собственностью предприятия и отражаются на счете 08/5 «Приобретение нематериальных активов», где формируется первоначальная стоимость актива. Для данных ситуаций при отражении затрат на разработку логотипа составляются следующие проводки:
Если логотип становится нематериальным активом, то его учет ведется в соответствие с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Проводка учета логотипа в составе нематериальных активов выглядит следующим образом: Дебет 08/5 Кредит 60,70,69,76… Далее собираются все расходы на приобретение логотипа и учитываются в составе нематериальных активов, отражаются проводкой: Дебет 04 Кредит 08/5. Определение срока полезного использования нематериального актива производится компанией самостоятельно исходя из периода, в течение которого планируется извлечь экономическую выгоду, а также в соответствие с периодом и сроком действия прав предприятия на результаты интеллектуальной деятельности. Существуют ситуации, когда данный срок определяется в зависимости от количества продукции и других показателей объема работ, предполагаемого к получению в результате эксплуатации рассматриваемого объекта. Следует иметь ввиду, что исключительное право на товарный знак, бренд или логотип, в соответствии с п.1 ст. 1491 ГК РФ, действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию логотипа в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (но не более срока деятельности предприятия) [2] При учете логотипа как нематериального актива необходимо отражать амортизацию одним из закрепленных в п.28 ПБУ 14/2007 способов начисления: - линейным; - уменьшаемого остатка; - списания стоимости пропорционально объему продукции [4]. Начисление амортизации в бухгалтерском учете будет выглядеть следующим образом: 1)при использовании счета 05 «Амортизация нематериальных активов» Дебет 20,26,44 и т.д. Кредит 05; 2) при использовании счета 04 «Нематериальные активы» Дебет 20,26,44 и т.д. Кредит 04. Стоит обратить внимание на то, что «Положением по бухгалтерскому учету 14/2007» предприятию необходимо ежегодно проверять срок полезного использования нематериального актива, а в случае изменения организацией периода использования актива, срок или период его полезного использования также подлежит изменению. Еще один важный момент – это обязательная уплата государственной пошлина при регистрации логотипа как нематериального актива. Сумма пошлины увеличивает стоимость будущего актива, а обязательства по уплате пошлин отражаются следующей проводкой: Дебет 08 Кредит 60 (76), а уплата пошлин: Дебет 60 (76) Кредит 51. С точки зрения налогообложения, логотип рассматривается как нематериальный актив только в случае, если организация зарегистрировала свой логотип и получила исключительное право на товарный знак. Если регистрация исключительных прав не запланирована, то в целях налогообложения прибыли возможна обоснованность перечисленных расходов. Использование логотипа предусмотрено обычаями делового оборота. Узнаваемость компании напрямую связана и с объемом продаж. Помимо этого, деятельность коммерческой организации направленная на получение дохода, означает, что затраты напрямую связанные с этой деятельностью, экономически оправданы. Их можно учитывать в рамках прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией товаров (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) [6]. С правовой позиции логотип представляет собой средство индивидуализации товара или услуги, он может использоваться на различных товарах предприятия, на их упаковках, в рекламе, на вывесках, на официальных бланках, в печатных изданиях, а так же при демонстрации экспонатов на ярмарках и выставках, о чем говорит ст. 22 Закона о товарных знаках [3]. Для того, чтобы логотип был под надежной правовой охраной его необходимо зарегистрировать, подать заявку в Российское агентство по патентам и товарным знакам, где будет рассмотрен запрос и вынесено решение. В случае положительного результата после оплаты госпошлины и получения свидетельства о регистрации предприятие получает полные права на использование товарного знака, что предполагает недоступность использование данного товарного знака без разрешения владельца. В заключении можно сделать вывод о том, что использование логотипов в бухгалтерском учете возможно как в виде нематериальных активов, так и в виде расходов, в зависимости от целей преследуемых организацией. Любой из выбранных путей отражается бухгалтерскими проводками и подлежит регистрации. Процесс отнесения логотипа к нематериальным активам несомненно трудоемкий, зато приносит множество плюсов деятельности предприятия, а отнесение логотипов к расходам значительно упрощает работу бухгалтера, но не всегда данный способ уместен на том или ином предприятии. Каждая организация, ведущая бухгалтерский учет вполне может самостоятельно выбрать вариант учета логотипов, причем строго следуя рамкам закона. Поэтому с полной уверенностью теперь можно сказать, что отнесение логотипов к нематериальным активам и к расходам предприятия вполне правомерно и находит свое отражение в следующих правовых документах РФ: Гражданском Кодексе РФ, Налоговом Кодексе РФ, в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и др.
Библиографический список:
1. Большая энциклопедия: в 62 томах. Т.26.- М.:ТЕРРА.2006.- 592с. 2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, часть первая (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 №109-ФЗ). 3. Закон РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». 4. Положение по бухгалтерскому учету 14/2007 «Учет нематериальных активов» утвержден приказом Минфина от 27.12.2007 № 153н 5. [сылка более недоступна} 6. [сылка более недоступна}
| ||||