Каталог статей

Итжанова Н.К.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере повышения конкурентоспособности аграрного сектора

Низкий уровень конкурентоспособности продукции аграрного сектора приводит к увеличению импорта продукции, что является серьезной проблемой в условиях вступления Казахстана в ВТО и реализации стратегии по вхождению в состав 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира. В этой связи целесообразно принятие комплекса конкретных мер по ряду основных направлений.

В республике приняты качественно Законы, направленные на регулирование различных сфер аграрного сектора: «О ветеринарии», «О защите растений», «О семеноводстве», «О кредитных товариществах», «О зерне», «Земельный Кодекс», «Об обязательном страховании в растениеводстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». Главную роль в преобразовании сельского хозяйства сыграл «Земельный Кодекс» (Закон Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II), который ввел частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения на основе выкупа земельного участка единовременно или в рассрочку платежа на 10 лет.

Считаем необходимым создание соответствующего ведомства, координирующего вопросы экспорта сельскохозяйственной продукции на внешние рынки, принятие соответствующего законопроекта «О торговле и конкурентоспособности аграрного сектора в Республике Казахстан». Указанный документ, на наш взгляд, также должен определять создание соответствующего компетентного органа, решающего вопросы взаимодействия Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и субъектов малого и среднего бизнеса в аграрном секторе, что будет способствовать расширению государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, принятию мер по субсидированию экспорта сельскохозяйственной продукции и как следствие повышению общего уровня конкурентоспособности отраслей агропромышленного комплекса. Принятие практических мер по повышению конкурентоспособности аграрного сектора не представляется возможным без усиления государственной поддержки отечественного товаропроизводителя.

Для реализации государственной политики были созданы соответствующие институты, обеспечивающие эффективность мер государственной поддержки:

- ЗАО «Аграрная кредитная корпорация» со 100-процентным участием государства (организация системы кредитования сельхозпроизводства посредством привлечения средств сельхозпроизводителей и использования государственных кредитных ресурсов);

- ЗАО «Казагрофинанс» (обеспечение товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе за счет средств республиканского бюджета);

- ОАО «Казагромаркетинг» (комплексная информационно-консультационная поддержка сельхозпроизводителей);

- ЗАО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» – финансовое оздоровление сельхозпроизводителей, инвестиционных инновационных проектов в АПК, кредитования малого и среднего бизнеса, объектов рыночной инфраструктуры на селе).

- АО «Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам» (защита прав и законных интересов держателей зерновых расписок).

Однако, опыт зарубежных стран, включая Россию, со всей очевидностью доказывает необходимость институционального совершенствования системы сельскохозяйственного (аграрного) финансирования и кредитования. В этой связи, как рекомендуют многие ученые и практики республики, в целях устранения дублирования функций акционерных обществ, входящих в национальный управляющий холдинг «КазАгро», непродуктивной внутренней конкуренции, повышению их эффективности необходимо совершенствовать деятельность финансовых организаций холдинга и провести их институциональную оптимизацию. При этом решение данной задачи видится в реорганизации действующих финансовых организаций путем их слияния в единый финансовый институт с приданием ему статуса банка. Эта идея не нова, но очевидно, что создание на базе трех финансовых организаций: АО «КазАгроФинанс» (кредитные и лизинговые операции), АО «Аграрная кредитная корпорация» (кредитные операции) и АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (микрокредитование), специализированного аграрного банка позволит добиться ряд преимуществ, среди которых основными являются: доступ сельского населения и предпринимателей к широкому спектру финансовых услуг, как открытие и ведение текущих счетов, переводные операции, кассовые операции; концентрация их месторасположения в одном месте, повышающая удобство для получения финансовых услуг для сельхозтоваропроизводителей, а также расширение возможностей для привлечения инвестиций, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Создание специализированного банка для аграрного сектора позволило бы в той ил иной мере решить проблему земельного ипотечного кредитования. Достаточно отметить, что в частной собственности фермеров республики на сегодня находится более 1 млн. га земель сельхозназначения, не говоря о возможности использования права долгосрочного использования и владения земельным участком.

Чрезвычайно важным в области сельского хозяйства является сохранение государственной поддержки аграрного сектора, сопоставимого с условиями функционирования сельского хозяйства в странах ВТО - основных торговых партнерах Казахстана. Для поддержки отечественных сельхозпроизводителей в условиях вступления в ВТО необходимо проведение Правительством республики адекватной бюджетной, кредитной, ценовой и налоговой политики.

Литература:

1. Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О защите растений»;

2. Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года «О зерне»;

3. Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года «О семеноводстве»;

4. Закон Республики Казахстан от 10 марта 2004 года «Об обязательном страховании в растениеводстве»;

5. Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий»;

6. Ерасылова А.Б. Пути повышения конкурентоспособности продукции аграрного сектора в свете вступления Казахстана в ВТО.  www.kisi.kz