Методы и виды обучения персонала
Постараемся классифицировать наиболее распространенные методы обучения персонала по
различным признакам. 1.
По видам обучения можно выделить следующие методы: подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров 2.
По месту обучения следует указать: обучение внутри самой организации, обучение вне организации, самообучение (самоподготовка). 3.
По степени
динамичности восприятия информации методы обучения персонала подразделяются на: активные и пассивные 3. 1. Активные методы обучения
включают: - копирование – прикрепление работника к квалифицированному специалисту для детального изучения всех особенностей данной работы, повторения за
ним действий мастера;
- наставничество – занятия менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы;
- делегирование – передача сотрудникам очерченной
области задач полномочий для принятия решений по определенному кругу вопросов;
- метод усложняющихся занятий;
- деловые игры;
- тренинги; понятие
«тренинг» (от англ.
training - «воспитание», «обучение», «подготовка») обычно подразумевает не любые упражнения (тренировку), а лишь комплекс
упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе под руководством квалифицированного специалиста;
- ротация;
- метод
мозговой атаки.
3. 2. Пассивные методы обучения включают: - фронтальное занятие – традиционный, наиболее распространенный в России метод обучения;
типичные формы фронтального занятия – лекции и доклады;
- практические занятия – рассмотрение теоретического материала на примере реальных жизненных
ситуаций, проведение экспериментов;
- индивидуальные беседы (консультации) – разъяснение обучающимся различных вопросов в рамках определенной учебной
дисциплины, уточнение особенностей образовательного процесса в целом;
- метод «опрос экспертов» – приглашение на учебное мероприятие квалифицированных
специалистов для ответов на вопросы. Это позволяет решать прежде всего специфические для слушателей и близкие к реальной жизни задачи;
- дистанционное
обучение – обучение посредством Internet, телекоммуникационной и прочих дистанционных образовательных технологий, завершающееся получением официального
документа о присвоении определенной квалификации. Основные преимущества дистанционной системы обучения – это гибкость, возможность заниматься в удобное время
и в удобном месте и темпе, модульность, т. е. компания или специалист имеют возможность выстраивать систему обучения из набора независимых учебных программ –
модулей, экономичность (мировая практика показывает, что дистанционное обучение обходится для предприятий дешевле традиционного на 40 – 60% за счет
отсутствия командировочных и транспортных расходов, расходов на аренду классов, зарплату преподавателей и пр.).
Доскова Л.С. Управление персоналом
|