| Методы и виды обучения персоналаПостараемся классифицировать наиболее распространенные методы обучения персонала по 
различным признакам. 1. 
По видам обучения можно выделить следующие методы: подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров 2. 
По месту обучения следует указать: обучение внутри самой организации, обучение вне организации, самообучение (самоподготовка). 3. 
По степени 
динамичности восприятия информации методы обучения персонала подразделяются на: активные и пассивные 3. 1. Активные методы обучения 
включают: копирование – прикрепление работника к квалифицированному специалисту для детального изучения всех особенностей данной работы, повторения за 
ним действий мастера;наставничество – занятия менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы;делегирование – передача сотрудникам очерченной 
области задач полномочий для принятия решений по определенному кругу вопросов;метод усложняющихся занятий;деловые игры;тренинги; понятие 
«тренинг» (от англ. 
training - «воспитание», «обучение», «подготовка») обычно подразумевает не любые упражнения (тренировку), а лишь комплекс 
упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе под руководством квалифицированного специалиста;ротация;метод 
мозговой атаки.
 3. 2. Пассивные методы обучения включают: фронтальное занятие – традиционный, наиболее распространенный в России метод обучения; 
типичные формы фронтального занятия – лекции и доклады;практические занятия – рассмотрение теоретического материала на примере реальных жизненных 
ситуаций, проведение экспериментов;индивидуальные беседы (консультации) – разъяснение обучающимся различных вопросов в рамках определенной учебной 
дисциплины, уточнение особенностей образовательного процесса в целом;метод «опрос экспертов» – приглашение на учебное мероприятие квалифицированных 
специалистов для ответов на вопросы. Это позволяет решать прежде всего специфические для слушателей и близкие к реальной жизни задачи;дистанционное 
обучение – обучение посредством Internet, телекоммуникационной и прочих дистанционных образовательных технологий, завершающееся получением официального 
документа о присвоении определенной квалификации. Основные преимущества дистанционной системы обучения – это гибкость, возможность заниматься в удобное время 
и в удобном месте и темпе, модульность, т. е. компания или специалист имеют возможность выстраивать систему обучения из набора независимых учебных программ – 
модулей, экономичность (мировая практика показывает, что дистанционное обучение обходится для предприятий дешевле традиционного на 40 – 60% за счет 
отсутствия командировочных и транспортных расходов, расходов на аренду классов, зарплату преподавателей и пр.).
 
 Доскова Л.С. Управление персоналом
 |