Каталог статей

Ольховиков А.А., Грищенко Н.В.

Развитие кооперативной торговли Воронежской области

Внутренняя торговля является важной сферой жизнеобеспечения населения страны. Именно при ее участии товары получают общественное признание, обеспечивается кругооборот денежных средств и финансовая стабильность в государстве.

Многие изменения, происходящие в российской экономике, непосредственно связаны с торговлей. Именно с торговой отрасли началось развитие предпринимательства, приватизация государственной собственности. По мнению экспертов, в настоящее время около трети ВВП нашей страны формируется благодаря торговым операциям.

Во внутренней торговле происходят положительные и отрицательные изменения, проявляются новые тенденции в ее развитии под влиянием происходящих изменений на международном рынке, в экономике нашей страны и внутри самой торговой отрасли.

Попытаемся рассмотреть характер этих изменений и условия, их формирующие на примере розничной торговли Воронежской области (Таблица 1).

В целом по области, согласно проведенным расчетам, оборот розничной торговли вырос более чем на 209 млрд. руб. или в 6,5 раз, что свидетельствует о росте благосостояния жителей Воронежской области.

Несмотря на рост цен, а они на товары за одиннадцать лет выросли в 2,8 раза, физический объем продажи товаров вырос более чем в 3,2 раза.

Таблица 1

Оборот розничной торговли Воронежской области

 за 2001 – 2011 годы

Годы

Численность

населения,

тыс. чел

Оборот розничной

торговли, млрд. руб.

Удельный вес

реализации

непродовольственных товаров, %

Доля реализации

товаров на

рынках, %

Продажа на душу

населения,

руб.

2001

2397,1

38,0

51,7

16,1

15724

2002

2374,4

43,5

48,4

16,8

18076

2003

2353,6

52,6

49,5

16,0

22254

2004

2334,0

66,9

54,0

15,0

28565

2005

2313,6

83,3

60,0

13,0

35838

2006

2294,6

93,6

61,9

11,0

40791

2007

2280,4

116,8

63,6

10,2

51219

2008

2270,0

150,4

62,9

11,5

66256

2009

2261,2

166,1

61,6

12,3

73453

2010

2261,6

193,3

58,8

9,6

85647

2011

2330,8

247,2

60,0

9,3

106058

Темп роста

за период, %

97,2

6,5 раза

+ 8,3 п.п.

- 6,8 п.п.

6,7 раза

Согласно данным официальных органов статистики цены на непродовольственные товары в прошлом году выросли на 6 %, а на продовольственные товары -    на 0,1 %.

В результате роста цен на товары народного потребления жители Воронежской области переплатили за них почти 159 млрд. руб. (247,2 - 247,2 / 2,8 = 88,2 млрд. руб.)

В последние годы растет уровень и качество торгового обслуживания жителей Воронежской области, о чем свидетельствуют рост доли реализации непродовольственных товаров в общем объеме продаж и продажи в расчете на одного человека.

За 11 лет доля реализации непродовольственных товаров в обороте розничной торговли области выросла на 8,3 процентных пункта, что также является подтверждением роста благосостояния наших граждан. Но кризисные явления 2008 – 2009 годов несколько ухудшили в целом благоприятную динамику в структуре оборота розничной торговли области. Наилучшая ситуация в макроструктуре оборота наблюдается в предкризисном 2007 году, когда удельный вес реализации непродовольственных товаров в обороте достиг 63,6%.

Об относительном ухудшении уровня жизни жителей области в период финансово-экономического кризиса свидетельствует повышение доли продажи товаров на рынках и ярмарках в 2008 – 2009 годах, хотя до 2007 года данный показатель систематически снижался. Воронежские потребители были вынуждены в целях экономии денег больше товаров приобретать на рынках, игнорируя более низкое качество торгового обслуживания на них. Следует напомнить, что в 1995 году через вещевые, продовольственные и смешанные рынки населению области реализовывалось 23,4% всей массы товаров, то есть практически четвертая часть оборота розничной торговли области.

Нельзя не отметить бурное развитие в новом тысячелетии торговых сетей, которые заняли прочные позиции на рынке товаров народного потребления Воронежского региона. Но, по мнению экспертов, обеспеченность россиян торговыми площадями в расчете на 1000 жителей ниже не только по сравнению с западной, но и восточной Европой. К тому же, расцвет сетевого ретейла наиболее характерен для города Воронежа и районных центров области.

До воронежских сел, сетевые компании еще не добрались, так как покупательная способность сельского населения гораздо ниже, чем городского и строительство новых крупных объектов в сельской глубинке экономически нецелесообразно. Со стороны Центросоюза была предпринята попытка создания Единой Торговой Сети, но она не увенчалась успехом.

Судя по темпам роста средней заработной платы (9,066 раза) и среднедушевых доходов жителей Воронежской области (7,276 раза) динамика продаж могла быть значительно выше. Но покупательная способность населения определяется не только ростом доходов, но и ростом цен на товары, на услуги, общеэкономической ситуацией в области и стране в целом.

В новом тысячелетии цены на услуги выросли более чем в 6,5 раз, а цены на товары – в 2,8 раза. И в первую очередь жители Воронежской области озабочены ростом цен на услуги ЖКХ и продукции наших монополистов в области газо- и электроснабжения. Так, например, цена за кубометр газа выросла с 22,5 копеек в 2000 году до 3 рублей 51 копейки в 2011 году, то есть в 15,6 раза, соответственно цена одного кВт/часа с 32 копеек выросла до 2 рублей 41 копейки, то есть в 7,5 раз. Подобная политика в области регулирования цен на продукцию монополистов, на наш взгляд, вряд ли соответствует социальной направленности в деятельности органов государственной власти.

Ностальгируя о былом процветании торговли системы потребительской кооперации, хочется напомнить, что оборот кооперативных розничных торговых предприятий составлял почти треть от продаж по Советскому Союзу. В 1995 году доля Центросоюза РФ в обороте страны сократилась до 5 %, а в настоящее время, по оценке специалистов, составляет менее одного процента.

Воронежский союз потребительских обществ по совокупному объему деятельности входит в десятку крупнейших региональных объединений Центросоюза РФ. Но география кооперативного движения области постоянно сужается. Прекратила свое существование потребительская кооперация в крупнейшем по области Лискинском районе, а также в Верхне-Хавском, Поворинском, Эртильском районах, в которых проживает более 190 тыс. сельских жителей, а это 22,5 % (190,6 / 848,8 * 100) сельского населения области. Только часть населения обслуживается предприятиями потребительской кооперации в Верхнемамонском, Грибановском, Калачеевском районах. В таких районах, как Воробьевский, Каширский, Новохопёрский, Ольховатский, Павловский, Панинский продажа товаров через сеть кооперативной торговли в расчете на одного человека составляет чисто символическую сумму – менее 5 тыс. руб. в год или 13,5 рублей в день. Это никоим образом не соответствует цели деятельности потребительского кооператива.

Но сужается не только география, но и социальная основа потребительской кооперации области. За прошедшее десятилетие численность пайщиков организаций потребительской кооперации Воронежской области сократилась с 255,9 тыс. чел. (по состоянию на 1.01.2001 г.) до 76,6 тыс. чел. (по состоянию на 1.01.2010 г.), то есть более чем в три раза. Если уровень кооперирования сельского населения области на начало периода рыночных преобразований составлял 62,3 %, то в 2010 году доля пайщиков в общей численности сельского населения области составляла лишь 9,3 %. Даже по сравнению с благополучным 2005 годом уровень кооперирования сельского населения снизился почти в два раза (17,5% / 9,3%).

Многие ли кооперативные объединения современной России могут подтвердить своей деятельностью приверженность принципам «Декларации о кооперативной идентичности», принятой МКА в 1995 году? Вопрос риторический.

Российская потребительская кооперация все больше превращается в коммерческую организацию, где роль пайщиков – хозяев потребительского общества - в управлении кооперативом, экономическом участии в его деятельности сведена к минимуму. Это подтверждается тем, что в последние годы не публикуются сведения об их численности, динамике этой численности, проценте кооперирования сельского населении, доле паевых взносов в собственном капитале кооперативов.

Снижение численности пайщиков при существующем отношении государства и кооперативных чиновников к сельскому населению вполне предсказуемый и ожидаемый результат. Пайщики, в основном, - это жители малых, отдаленных сел, которые по уровню материального обеспечения относятся к наибеднейшим слоям населения страны. Их объединение в кооперативы основано, на надежде улучшить свое социально-экономическое положение, иметь гарантированную поддержку в условиях развивающихся рыночных отношений. Но эти надежды, в большинстве случаев, как свидетельствует практика – беспочвенны. Реальной экономической выгоды от членства в потребительском обществе пайщики, не являющиеся работниками кооперативов, не имеют.

Численность сельского населения в стране систематически снижается. Согласно официальным данным, уже в новом веке с карты России исчезли 10700 сельских поселений и процесс миграции сельских жителей в города продолжается. Эксперты ООН опубликовали прогноз, согласно которому к 2025 году население России сократится до 128 млн. чел, 96 % из которых будут жить в городах. Одна из основных причин сложившейся ситуации кроется в низком уровне развития социальной сферы на селе. Объединение в организации самопомощи, то есть в кооперативы для сельских жителей, таким образом, является одним из направлений дальнейшего существования.

Согласно данным Всесоюзной переписи населения в 2010 году по сравнению с 2002 годом по всем сельским районам Воронежской области (кроме Н-Усманского и Россошанского) наблюдается сокращение численности населения в пределах 4 – 15 %.  По сравнению с 1990 годом численность сельского населения снизилась с 952 тыс. чел. до 848,8 тыс. чел., то есть почти на 11 % (10,8).

Ведущей отраслью деятельности системы потребительской кооперации, давшей ей название, является розничная торговля. Ее доля в совокупном объеме деятельности Воронежского ОПС за десятилетие выросла с 66,7 % в 2001 году до 76 % в 2010 году.

Итоги развития кооперативной торговли области в новом тысячелетии, представленные в таблице 2, лучше оценивать на фоне развития розничной торговли Воронежского региона.

Оборот кооперативной розничной торговли также растет, но темпы его роста значительно отстают от среднеобластных показателей.

Таблица 2

Динамика оборота розничной торговли Воронежской области

за 2001 – 2010 годы

Показатели

Годы

Изменение

за период, %

2001

2005

2010

Воронежская область

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

38,0

77,3

193,7

+155,7

Базисный темп роста, %

100,0

203,4

509,7

в 5,1 раза

Удельный вес реализации непродовольственных

товаров в обороте розничной торговли, %

51,7

60,0

58,8

+7,1 п.п.

Продажа товаров в расчете на 1 человека, руб.

16011

33421

85647

в 5,3 раза

Воронежский союз потребительских обществ

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

1,171

1,706

3,464

+2,293

Базисный темп роста, %

100,0

145,7

295,9

в 3 раза

Удельный вес реализации непродовольственных

товаров в обороте розничной торговли, %

23,3

27,8

30,2

+6,9 п.п.

Продажа товаров в расчете на 1 человека, руб.

1171

3563

7784

в 6,6 раза

Доля оборота кооперативной розничной торговли

в обороте розничной торговли области, %

3,08

2,21

1,78

-1,3 п.п.

Если динамика реализации товаров населению в целом по области и по кооперативной торговле в 2001 – 2004 г.г. вполне сопоставимы, что наглядно демонстрируют данные диаграммы и таблицы 3, то, начиная с 2005 года, отставание в развитии торгового обслуживания сельских жителей кооперативной торговлей становится очевидным.

Рис. Темпы роста оборота розничной торговли Воронежской области

за 2001-2010 годы

Таблица 3

Темпы роста оборота розничной торговли Воронежской области

 за 2001 – 2010 годы, (2001 год = 100%)

Оборот розничной торговли

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Воронежской области

в том числе:

100,0

114,5

134,7

162,6

203,4

249,5

306,3

376,6

437,1

509,7

Потребительской кооперации

100,0

115,0

140,5

161,0

145,7

163,4

193,4

246,5

258,8

295,9

Доля оборота кооперативной розничной торговли в обороте области сократилась на 1,3 п.п., что является подтверждением снижения конкурентоспособности кооперации в торговом обслуживании населения региона. О проблемах развития розничной торговли потребительской кооперации свидетельствует и соотношение в размере продаж в расчете на одного человека в целом по области и в кооперативной торговле. В 2010 году в расчете на одного жителя Воронежской области было продано товаров в 11 раз больше, чем в кооперации. Но за десятилетие разрыв в среднедушевых продажах все же сократился, так как в 2001 году разница составляла 13,7 раза.

Местные органы власти, если они реально заинтересованы в развитии подведомственных территорий, просто обязаны предоставлять хотя бы моральную поддержку потребительским обществам. Но социальная, экономическая работа кооперации у отдельных представителей власти вызывает лишь ироническую усмешку. Но именно благодаря усилиям потребительских обществ еще работают убыточные магазины в малонаселенных пунктах, их жители могут получить некоторые бытовые услуги. Кооператоры сознательно идут на поддержание деятельности таких магазинов, а их по Воронежской области почти 60 % от имеющейся сети.

Сохранение тенденций прошедшего десятилетия в будущем грозит ликвидацией системы потребительской кооперации как таковой.

В настоящее время, несмотря на кризис, деятельность кооперативов реально способствует построению будущего. Поэтому их вклад в жизнедеятельность общества должен быть понят, осознан и поддержан на всех уровнях управления.

Литература:

1. Воронежский статистический ежегодник. 2001-2010: стат. сб. / Воронежстат. – Воронеж, 2001-2010.

2. Некоторые итоги 2009 года // Сибирская кооперация. – 2009. - № 24 (86). – С.4.

3.  Основные  показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации. – Воронеж: Облпотресоюз, 2001-2010.

4. Хайруллина М.В. Потребительская кооперация и продовольственная безопасность страны // Сибирская кооперация. – 2010. -№ 26 (144). – С. 2-3.