Каталог статей |
Панкратова Е.Н. Государство и наднациональные институты: финансовый рынокИнституты финансового рынка на сегодняшний день являются наиболее гибкими и инновационно-способными. Инновации являются решающим фактором развития операторов финансового рынка. Инвестиционные фонды, инвестиционные банки, розничные банки, страховые компании отмечают особое значение инновации гораздо более, чем представители других секторов экономики, хотя тенденции к усилению влияния инновационного фактора характерны для большинства современных экономических систем.В отличие от производственного сектора, на финансовом рынке реализация нового финансового продукта не требует длительных процедур. Условия эффективности, борьба с рисками и законодательными ограничениями заставляют финансовых посредников постоянно создавать новые схемы и финансовые инструменты. Ни в какой другой отрасли инновационные продукты не становятся так быстро массовыми и общеприменимыми, как на финансовых рынках. Для финансового рынка инновация – это выход за законодательные барьеры, в ту область, которая прямо не регулируется государством. Государству инновация необходима для экономического роста, она несет общественную нагрузку. Финансовая инновация, вышедшая на наднациональный уровень, не имеет такой функциональной нагрузки, и в условиях кризиса показала свои асоциальные характеристики, которые выразились в банкротствах и нестабильности. Ответственность за преодоление неограниченного роста инновационной составляющей в этом случае легла в первую очередь на национальные финансовые институты – центральные банки. Глобальный характер осуществления экономической деятельности в рамках мировых финансовых рынков упраздняет национальные барьеры и институциональные ограничения для операторов финансовых рынков. Открываются неограниченные возможности получения прибыли при инвестировании в рисковые активы по всему миру. В связи с неблагоприятными колебаниями на мировых финансовых рынках возникает необходимость защиты национальных финансовых систем от кризисных явлений. Включается принцип кредитора последней инстанции, каковым является именно национальный центральный банк, взявший на себя обязательства по поддержанию стабильности национальной денежной единицы и стабильности национальной банковской системы. Практически все центральные банки адекватно отреагировали на тенденции нестабильности и своевременно и в полном объеме поддержали национальные финансовые системы. Но, как показал кризис, экзогенные факторы либерализации глобального финансового пространства выступают сильным дестабилизирующим фактором, который не поддается влиянию национальных центральных банков. В связи с развитием финансового пространства взаимодействие центральных банков и операторов финансовых рынков эволюционировали, и предоставление необходимой ликвидности на основе постоянного взаимодействия центральных банков и операторов банковского рынка в процессе рефинансирования стало основой монетарной политики во многих экономических системах. Именно этот факт стал залогом эффективной антикризисной политики Европейского центробанка, поскольку выполнение им роли кредитора последней инстанции в процессе стабилизации Европейского финансового рынка было основано на предыдущем опыте его эффективного взаимодействия с операторами банковского рынка в процессе рефинансирования, носившего регулярный характер в качестве основного мероприятия монетарной политики ЕЦБ. Пространство влияния центрального банка всегда ограничивается монетарным пространством заданной экономической системы. В то же время пространство операционной активности финансовых институтов выходит далеко за рамки национальных финансовых систем. В этой связи константное качество ответственности центрального банка как кредитора последней инстанции, закрепленное национальным законодательством о центральном банке, приходит в состояние динамического несоответствия с его количественными характеристиками, изменяющимися в связи с повышением активности операторов финансового рынка в глобальном пространстве. Указанные тенденции особенно ярко проявились в монетарном пространстве украинской экономики. Регулирующее влияние процентной политики Национального банка Украины на банковский сектор в докризисных условиях было минимальным, поскольку внутренняя ресурсная база банков была частично замещена другими источниками, преимущественно внешними заимствованиями. Именно привлеченный иностранный капитал стал весомой составляющей ресурсной базы банков и ключевым фактором докризисной кредитной экспансии банков. Возникла проблема избыточной ликвидности, поскольку увеличилось количество банков с иностранным капиталом и части иностранного капитала в уставном капитале банков, возросла доступность рынков иностранного капитала и его приток в Украину. Глобальный кризис ликвидности ограничил доступ финансового и нефинансового секторов экономики к рынку капитала. Уменьшение поступлений экспортной выручки и отрицательное сальдо финансового счета платежного баланса Украины вызвали снижение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке и девальвационное давление на гривну. Эти внешние факторы в совокупности с ростом недоверия к банковской системе и значительными девальвационными ожиданиями обусловили отток ресурсов из банковской системы, повышение рыночных ставок. Это, в свою очередь, привело к недоступности кредитов, а с 2009 года возникла проблема «кредитной стагнации», а в отдельных сегментах кредитного рынка – проблема «кредитного сжатия». Основным экзогенным фактором (независимым от Национального банка), обусловившим уменьшение доступности кредитов стало ограничение доступа банков к международным рынкам капитала и отток депозитов из банковской системы, которые стали причиной кризиса ликвидности и, соответственно, причиной невозможности выполнения банками кредитной функции. В условиях преобладания независящих от НБУ факторов динамики финансового пространства, НБУ был обязан занять активную позицию в преодолении кризисных тенденций, выполняя роль кредитора последней инстанции. В условиях недостаточности финансовых ресурсов Национальный банк Украины прибегнул к помощи МВФ. В современных условиях наблюдается тенденция к усилению роли внешних ресурсов и ограничений в реализации суверенной функции кредитора последней инстанции в условиях интенсивного перераспределения полномочий и ответственности между национальным государством и наднациональными институтами. Это сопровождается конфликтами и разрывами в регулировании национальных финансовых рынков, что обуславливает преимущественно кризисный характер современного этапа глобализации. Современный мировой финансовый кризис показал, что зыбкое равновесие глобальной финансовой системы напрямую зависит, определяется и поддерживается фактором формирования национальных финансовых рынков с их четко очерченными законодательными границами, принципами организации, направленными на реализацию основных задач и целей развития национальных экономических систем. Поэтому, институциональное регулирование, осуществляемое центральными банками, в современных условиях невозможно без формирования действенной эффективной системы противодействия экзогенным тенденциям путем создания определенного иммунитета национальной финансовой системы. А это зависит от достаточности эндогенных национальных источников кредитного и инвестиционного финансирования, от управляемости ожиданий экономических агентов и уровня доверия к действиям национальных органов государственного управления. Это является одним из важнейших факторов формирования эффективного кредитно-инвестиционного пространства в национальной финансово-экономической системе. Для украинской экономики ориентация на европейские рыночные ставки практически не осуществима. Имеющиеся существенные убытки на сегодня не преодолены банковской системой, а также потребительские предпочтения украинского населения, которые обусловят значительный рост потребительского кредитования и снижение склонности к накоплению, что в сложившихся условиях недостаточности инвестиционных ресурсов является нежелательным. Решение проблем нестабильности финансово-банковской системы экономики и несостоятельности банков всегда ложится на плечи национального центрального финансового института. Поэтому именно национальный центральный банк, на который возложена вся полнота ответственности за стабильность национального финансового пространства, должен прямо влиять на процессы, происходящие во вверенном ему финансовом пространстве. |