Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мамина М. Т. Проблемы формирования предпринимательской среды в рамках экономической безопасностиПредпринимательская деятельность играет огромную роль в экономической жизни общества. Современная государственная политика признает малое предпринимательство важнейшим элементом выхода страны из кризиса. Приоритетной целью государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства.
Рис.1 Взаимосвязь поддержки и развития предпринимательства с обеспечением национальной экономической безопасности Формирование благоприятной предпринимательской среды является важнейшей задачей государства, что в конечном итоге влияет не только на развитие предпринимательства, но и укрепляет национальную экономическую безопасность. Под предпринимательской средой понимается сложившаяся в стране благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики. [1] Минэкономразвития России осуществляет реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства с 2005 года. Таблица 1 – Объемы выделенных средств федерального бюджета на программу поддержки предпринимательства по годам (в млн. руб.)
*ФЗ от 30 ноября 2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
СФО – Сибирский федеральный округ, ЦФО - Центральный федеральный округ, ЮФО - Южный федеральный округ, СЗФО - Северо-Западный федеральный округ, ДФО - Дальневосточный федеральный округ, УФО - Уральский федеральный округ, ПФО- Приволжский федеральный округ, СКФО - Северокавказский федеральный округ
Рис. 2 Государственная поддержка предпринимательства в 2011 году по федеральным округам, % [5] Рассмотрев объемы поддержки в разрезе федеральных округов, мы видим, что финансирование распределяется неравномерно. Наибольшие объемы приходятся на Приволжский и Центральный федеральные округа. Рассмотрим основные направления оказываемой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Главными мерами государственной поддержки малого бизнеса Минэкономразвития РФ определил обеспечение равного доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, облегчение их возможности участвовать в приватизации недвижимого имущества, развитие бизнес-инкубаторов, в том числе в студенческой среде, поддержку экспорта и т.д. Таблица 2 – Основные направления государственной поддержки предпринимательства по годам [2, 192; 3, 196]
По данным таблицы 2 видно значительное увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний и созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. По опыту зарубежных стран, создание благоприятной предпринимательской среды для развития промышленного производства в секторе малого и среднего предпринимательства является залогом экономического роста. В странах с высокоразвитой и эффективно развивающейся экономикой эти проблемы решены путем создания комплексной инфраструктуры для развития производства (промышленные парки, технопарки и пр.). Это позволяет предприятиям эффективно наращивать объемы производства за счет своего расширения, компактно размещать технологически связанные предприятия на одной территории без риска столкнуться с дефицитом необходимых производственных площадей и мощностейСервисное сопровождение, предоставляемое предприятиям, размещенным на таких инфраструктурных комплексах, позволяет значительно снижать транзакционные издержки, получать необходимую консультационную помощь, в том числе и при выведении продукции на внешние рынки, а также эффективно решать кадровые проблемы. [3, 203] К сожалению, в России пока нет достаточно развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Безусловно, лидером по созданию наиболее развитой инфраструктуры является Москва, развита хорошая инфраструктура в Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, но многие регионы такого количества организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, не имеют. К примеру, в Москве инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает более 70 организаций, включая 11 бизнес-инкубаторов, 14 фондов поддержки малого предпринимательства и другие организации. А, например, в Волгоградской области – 1 бизнес-инкубатор и 2 фонда поддержки малого и среднего бизнеса. [4] Таким образом, развитие предпринимательства, прежде всего, малого и среднего является одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и обеспечения национальной экономической безопасности. Однако существующие механизмы государственной поддержки предпринимательства еще далеки от того, чтобы создать в российской экономике необходимую предпринимательскую среду для формирования современного конкурентоспособного на мировых глобальных рынках предпринимательства. Необходимо также повышать и поддерживать имидж предпринимателя и бизнеса в обществе; стимулировать развитие дополнительного образования и переобучения специалистов инновационных и промышленных предприятий; обеспечить защиту авторских прав на государственном уровне в России и за рубежом.
Литература
1. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2005, - 667 c. 2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 4. Сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". – Режим доступа: [сылка более недоступна} 5. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. – Режим доступа: [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||