Каталог статей |
Аубакирова М. Б. Теоретические аспекты налоговой политики в Республике КазахстанПроводимая в республике экономическая реформа требует адекватного реформирования налоговой системы. Для обеспечения динамичного развития экономики необходимо постоянное повышение одних из основных факторов налоговой системы – ее эффективности и стабильности.Существующая система налогообложения РК призвана обеспечить условия для мотивации эффективной деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и хозяйствования, она должна совершенствовать учет денежных доходов и имущества отдельных категорий юридических и физических лиц, составляющих налогооблагаемую базу. Все это ставит перед экономической наукой новые исследовательские задачи, такие как теория и реализация принципов и механизмов системного налогообложения всех категорий плательщиков и имеет ряд дискуссионных нерешенных проблем фундаментального и прикладного характера. Проблема налогообложения в условиях рынка является одной из наиболее сложных проблем для экономически развивающегося государства. До перехода Казахстана к рыночным отношениям наука практически не уделяла должного внимания налогообложению, обеспечивающему полную социального защиту интересов и законных прав налогоплательщиков, в том числе такой категории налогоплательщиков, как землепользователи. В условиях рыночных отношений для создания эффективного развития налогообложения в аграрном секторе требуются особые условия. Здесь коренным образом меняется роль земли и ее функционирование в экономике. Новые условия сельскохозяйственного производства требуют разработки новой тактики и стратегии развития налоговых отношений с целью полного и рационального использования земельных ресурсов. В связи с этим возникает необходимость теоретического осмысления и совершенствования методики установления базовых ставок налога и цены земли, в особенности - сельскохозяйственной. Также немало нерешенных вопросов в налогообложении других категорий земель, таких как земли промышленности, транспорта, связи, обороны, населенных пунктов и иного несельскохозяйственного назначения. Ускорением интеграционных процессов и осуществления радикальных преобразований экономического развития Республики Казахстан возможно только при активном и умелом использовании налогов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания налогов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории и практики налогообложения, создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики государства, что в свою очередь, позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективность функционирования всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Очевидно, что успех экономического реформирования в Казахстане в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы страны, насколько налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени. Использование налоговых инструментов становится важным средством в оптимизации налоговых структур, их реструктуризации в национальных экономиках уделяется постоянное внимание. Еще более важна эта проблема для экономики интеграционных экономических международных группировок. Поэтому исследование теоретических и практических аспектов влияния налоговой системы на экономический рост и предпринимательскую среду Республики Казахстан представляется актуальной для разработки эффективных программ государства по реформированию налоговой системы Казахстана в условиях интеграции Казахстана в мировое рыночное хозяйство. Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально новых функциях налогов соответствующей нынешней фазе развития рыночных отношений, практически нет. В этой связи, на наш взгляд, актуальными являются интерпретация следующих новых функций налогов, адекватных сложившимся экономическим отношениям, в том числе осуществляемых в условиях развития экономики РК: - функция обеспечения финансового равновесия; - функция горизонтального и вертикального выравнивания региональных, местных бюджетов; - функция обеспечения сбалансированности; - интервенционистская функция; - протекционистская функция; - учетно-статистическая функция; - контрольно-защитная функция; - коммуникативная функция; - информационная. Эффективные налоговые отношения должны проявляться в оптимальном исполнении налогами фискальной, регулирующей и информационной функции, при этом приоритеты регулирования определяются социально-экономическими условиями, а также стратегией развития государства, определяемой руководством Казахстана. Причем основы функционирования налогов следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно - политической надстройки. В современной экономической литературе существует множество разнообразных определений налоговой политики государства, что позволило автору сформулировать собственное видение на его определение: Налоговая политика государства – это система мер органов государственной власти и местного самоуправления, носящая императивно-диспозитивный характер, являющаяся частью общей экономической стратегии государства, подразумевающая комплексное решение вопросов налогообложения в соответствии с исторически сложившимися интересами и целями социально-экономического развития. Реализация налоговой политики государства происходит через налоговый механизм. Исследование достоинств и недостатков, имеющихся подходов к определению понятия «налоговый механизм», а также изучение содержания этого понятия позволили сформулировать его дефиницию: налоговый механизм государства – это совокупность форм, методов, способов организации и регулирования налоговых отношений, соответствующая исторически сложившимся целям и задачам налоговой политики государства и закреплённая в налоговом законодательстве. Наличие и действие указанных элементов налоговой политики государства зависит от конкретной ситуации. Сущность функционирования этих элементов определяется, в основном, необходимостью их формализации для непосредственного включения в налоговый механизм. По нашему мнению, налоговое законодательство и система налогов – это понятия, которые не могут существовать отдельно. Законодательство является материальным носителем, субстратом системы налогов. При этом налоговое законодательство выражает юридическую, предметную сторону налоговых отношений, а система налогов – экономическую, функциональную (выполнение в общем виде функции по расчёту обязательных к уплате платежей). Мировая экономика в настоящее время находится на качественно новом этапе развития регионализации, интернационализации и интеграции всех аспектов хозяйственной жизни, происходит процесс прогрессирующей глобализации международных отношений. В условиях интеграции происходит определенная гармонизация налоговых систем и налоговой политики, наблюдается тенденция унификации налоговых систем различных стран, включающая в себя: унификацию косвенного и прямого налогообложения, в том числе путем заключения различных двусторонних и многосторонних соглашений об устранении двойного налогообложения; гармонизацию основ налоговых систем путем принятия различных региональных документов (в частности по гармонизации налоговых законодательств государств - участников Евразийского экономического сообщества); создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения; совместную борьбу с отмыванием преступных доходов. Интеграция Казахстана в мировую экономическую систему - сложная задача, состоящая из многих определяющих и требующая учета взаимного интереса и взаимозависимости различных регионов планеты. Разработка четкой концепции и ориентиров взаимовыгодного сотрудничества на внешнем рынке позволит Казахстану избежать грубых ошибок и осложнений взаимоотношений с теми или иными государствами. Очевидно, успешная интеграция экономических систем и институтов, в том числе налоговых систем, возможна лишь при их конгруэнтности. Выявление степени этой конгруэнтности - задача специального исследования. Данная работа представляет собой попытку такого исследования применительно к унификации косвенного налогообложения государств – членов Таможенного союза, которые наиболее успешно продвинулись по пути интеграции, - Казахстан, Россия и Белоруссия. От проведения продуманной и взвешенной политики в сближении налоговых систем, базирующейся на научных разработках, зависит экономическая безопасность Республики Казахстан. В процессе формирования системы модернизирующих признаков, позволяющих совершенствовать подходы к трансформации механизмов и методик налогообложения в условиях казахстанской экономики, целесообразно рассматривать их в контексте основополагающих особенностей развития экономики Республики Казахстан. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что дальнейшее экономическое развитие Казахстана зависит от решения основной задачи современного периода - обеспечения перехода к устойчивому и динамичному экономическому росту, через индустриально-инновационный прорыв. Данный процесс, безусловно, сопряжен с многочисленными социально-экономическими проблемами, которые в значительной мере обусловлены общей макроэкономической и социальной ситуацией в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Инкербаев Ж.Д. «Основные направления совершенствования современной налоговой политики в условиях индустриально-инновационной стратегии Республики Казахстан»// Каржы - Каражат №3, 2007г.; 2. Мараджапов Б.И. Налоговая система Республики Казахстан и ее принципы. // Материалы международной конференции «Национальные экономические системы в Центрально-Азиатском Союзе: возможности и перспективы интеграции». – Туркестан, 2005. – часть 2. – С. 45-49.; 3. Елшибеков С.К. Основные тренды развития налоговой модели Казахстана// Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Совершенствование финансово-экономической архитектуры в Казахстане в посткризисный период». – Караганда. – 2010. – С.248-251. |