Каталог статей |
Бойко В.И. Внутренний долг Украины по вкладам Сбербанка СССРЗадолженность – характерная черта современности. Внешние и внутренние займы при грамотном их использовании являются дополнительным капиталом, помогающим росту экономики. Однако долг является также риском, способным в худшем случае привести к дефолту.Статистика Министерства Финансов Украины, проводимая с 2007 года показывает постоянный рост государственного долга: как внешнего (с 45,9 млрд. грн. до 181,7 млрд. грн. на 30.06.2012) так и внутреннего (с 16,6 млрд. грн. до 191,7 млрд. грн. на 30.06.2012), делая проблему использования займов очень актуальной. Специфика внутреннего долга Украины состоит в том, что кроме обозначенных Министерством Финансов цифр, существуют ещё одни обязательства – по вкладам Сбербанка СССР. Целью статьи является изучение истории выплат по вкладам Сбербанка гражданам Украины, анализ сегодняшних шагов государства по погашению взятых на себя обязательств, а также обозначение целесообразности погашения долга на данном этапе экономики и прогнозирование возможных последствий для Украины реализации данного направления. В независимой Украине было много проблем: одной из них являлся высокий уровень инфляции и как следствие, обесценивание не только валюты, но и денежных сбережений. В частности это государственные ценные бумаги, приобретённые в отделениях Сбербанка СССР, которые действовали на территории Украины; облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 года; казначейские обязательства СССР; сертификаты Сбербанка СССР, а также денежные сбережения, помещённые в период до 2 января 1992 в отделения Сбербанка СССР и государственного страхования СССР. В 1996 году был принят закон «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» на общую сумму 131,96 млрд. гривен. Источником выплаты является государственный бюджет Украины, где отдельной статьёй прописаны расходы на обслуживание долга по государственным гарантиям. Однако точного временного промежутка, в течении которого выплаты должны быть произведены не установлены. С 1997 по 2010 год было выплачено лишь 9% от обязательств, в итоге на начало 2012 года проблема почти осталась на том же месте в сумме 124 млрд. грн. В 2008 году выплаты составили 5,8 млрд. грн. однако продолжение программы было прервано Мировым финансовым кризисом 2008 года. В отчете Министерства финансов Украины на 2012 год приведены сведения, согласно с которыми реальный ВВП Украины после падения в 2008 году на 14,8% достигнет докризисного уровня лишь к 2012-2013 году. По данным НБУ в 2011 году уровень экспорта составил 88,8 млрд. долларов превысив подобный показатель за 2008 год (85,6 млрд. долларов) лишь незначительно. Таким образом, экономика Украины лишь восстанавливается после мирового финансового упадка. Однако многими экспертами экономистами выдвигаются опасения по поводу нового кризиса, причиной чего может послужить нестабильная ситуация в Европе, или недостаток нефтяных ресурсов на планете, как следствие ее дефицит, повышение цены на энергоресурс и понижение производства. Все это говорит о том, что планировать бюджет необходимо с особой тщательностью, вкладывать в инвестиции и будущий рост, вместе с тем, экономить там, где это необходимо. Доходы государственного бюджета в 2011 году составили 314,6 млрд. грн., расходы - 338,2 млрд. грн. На 2012 год в планируемом бюджете расходы также больше доходов на 37,5 млрд. грн.. 6 млрд. грн. запланированные в 2012 году на выплату государственных гарантий как раз и являются той статьей, которую можно было бы не вносить в бюджет, тем самым сокращая его дефицит. Таким образом, государство Украина имеет перед гражданами обязательство в сумме 124 млрд. грн. без точного времени погашения долга. Отчеты Министерства Финансов Украины и НБУ свидетельствуют о том, что экономика Украины выходит на докризисный уровень. А запланированный государственный бюджет имеет дефицит в размере 37,5 млрд. грн. Соответственно выплаты 6 млрд. грн. в 2012 году не обусловлены ни стремительным ростом экономики, ни появлением свободных средств в бюджете. Подобные издержки появляются либо путем перераспределением статей бюджета (например: из медицины в пользу долга), либо включением печатного станка, созданием неподкреплённой денежной массы и как следствие увеличивающейся инфляции, либо взятием нового долга, для погашения старого, что в итоге может стать началом дефолта. Также в законе Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» шестой статьёй определён ещё один источник выплаты обязательств – специальные налоги. В итоге может создаться картина изымания средств, а потом их выплаты. Все изложенные варианты являются неэффективными. Для того, чтобы выплатить обязательства перед гражданами, сначала необходимо улучшить состояние экономики (не номинально, а реально), модернизировать производство, привлечь как можно больше иностранных инвестиций, погасить имеющийся долг, избавиться от дефицита бюджета. Только тогда выплаты вкладчикам Сбербанка СССР будут выгодны гражданам и пройдут без последствий для Украины.
Библиографический
список: 2. Министерство Финансов Украины [электронный ресурс]: Статистичні матеріали по стану державного боргу України на 31.07.2012. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Министерство Финансов Украины [электронный ресурс]: Основні макроекономічні показники України – Режим доступа: [сылка более недоступна} |